Человеку присуще стадное чувство. Но насколько большими бывают сообщества людей, можно понять на примерах общественных проектов из мировой истории с самым масштабным количеством участников.
Стадное чувство и его эволюция
Если говорить о том, что такое стадное чувство применительно к каменному веку, можно представить такое себе «стадо» людей с максимальным количеством в сотню или тысячу человек. Те образования, которые укрупнялись, объединялись в племена, о чем можно судить на примере индейцев в Америке. Если говорить об эффективности сообщества, то человек в тот период времени почти ничем не отличался от животного, и чтобы выживать, ему приходилось охотиться и собираться для этого в группы, как звери – в стаи.
Древний Египет был уже более высокоразвитым, и военные компании вкупе со сложной архитектурой заставляла объединяться уже десятки тысяч людей. Но и тогда различие с дикой природой еще не было настолько велико, как сейчас. Следующие затем Крестовые походы и участие миллионов людей в мировых войнах сделали из человека особое существо, способные к организации огромных масс, действующих при этом вполне осмысленно.
Стадное чувство растет вместе с развивающимися технологиями
Причины такого развития событий — в значительном технологическом прогрессе, а именно – в появлении новых способов обмена информацией. Теперь можно одновременно и мгновенно координировать действия огромной толпы людей благодаря возможности передачи данных на дальние расстояния, высокой скорости и доступности информации.
Интернет удешевил и обеспечил качественное развитие двусторонней связи, позволяя общаться онлайн сотням миллионов людей. И это только в мессенджерах, таких, как ICQ, а позже – WhatsApp и QQ. А социальная сеть Facebook с августа 2015 года уже насчитывает более миллиарда зарегистрированных пользователей, иными словами — поглотила одну седьмую часть населения планеты.
Социальная сеть – «стадо» людей без определенной цели
Основатель самой крупной социальной сети уверен, что такое достижение гарантирует миру большую открытость и объединённость, как на личном, так и на общественном уровне. Но, в отличие от тех структур, которые организовывались ранее, подобные Фейсбуку социальные сообщества не имеют четко обозначенной цели. Миллиард людей, связанные нитями сети, это не народ, объединившийся с целью выживания, как племя, а разношерстная толпа, где каждый из ее участников делает то, что ему заблагорассудится.
Положительный эффект стадного чувства пользователей соцсетей
Конечно, есть доля правоты Марка Цукерберга в том, что сосцети дают расширенные возможности для распространения бизнеса и объявления своих жизненных приоритетов. Всего десяток лет существования соцсетей полностью изменил механизм ведения бизнеса, процессов знакомства и общения, ввел новые слова в обиход (зафрендить, плюсануть, лайкнуть и т.д.). Кроме того, люди стали осмысленно относиться к демонстрации личной информации, а новостные ленты теперь формируются по приоритетности самых важных событий.
Но вглядитесь – во всей этой бочке меда есть та самая ложка дегтя, которая способна на корню все испортить. Если посмотреть внимательно, можно увидеть, что такие сверхсоциальные структуры способны лишить индивидуума свободы воли. Ведь такая большая махина, как миллиардная толпа людей, вне всякого сомнения, оказывает влияние на умы и настроения ее участников, смещая их в какую-то сторону. И если средства массовой информации в своем фирменном приеме «промывки мозгов» ведут человека к осознанию какой-либо конкретной идеи или задачи, то в соцсетях этот процесс происходит практически бесконтрольно. Контент, который высвечивается в ленте у пользователя, подбирается программным алгоритмом либо интеллектуальным подбором тем, интересных читателю.
К чему может привести дальнейшая социальная глобализация
Амплитуда поставки новостей наращивается невообразимыми темпами. Не поэтому ли в мире с каждым годом растет количество людей, страдающих аутизмом – болезнью, где человек отгораживается от мира невидимой стеной и отказывается от общения. Ведь выдержать ежедневную бомбардировку килотонн данных не каждому под силу.
По итогам, стадное чувство присутствия в соцсетях заставляет пользователя постоянно взаимодействовать со все более возрастающим и ничем не ограниченным объемом новой информации. Есть ли у человека разумного как сверх вида животной жизни на Земле возможности контроля за бессистемно поступающими эмоциональными всплесками. Уже сегодня растет сообщество людей, которых можно назвать «антипользователями» соцсетей, которые сознательно отказываются от их возможностей и предпочитают жить и общаться только вживую, в крайнем случае – по телефону или скайпу. Выбор – за нами. А как Вы оцениваете эффект присутствия социальных сетей в Вашей жизни – делитесь в комментариях.