При запуске стартапа один из важнейших моментов – вывод товара или услуги на рынок. Как утверждает статистика, львиная доля молодых компаний «сдувается» именно на данном этапе. Сколько сильных и грамотных команд имели отличный продукт высокого качества, который так и не дошел до своего потребителя. Может и дошел, но инвестиции так некстати иссякли, и дело застопорилось. Опытный медиа-эксперт Джей Саммит знает, как правильно продвигать стартап проекты. Он успешно запустил, взрастил и продал около полутысячи новорожденных компаний, построил свою маркетинговую модель и поделился секретами успешного продвижения.
Получите в свой стартап проект правильных клиентов
Цель, которой стремятся достичь все стартап проекты – не просто заполучить себе клиентов, а именно – правильных клиентов, ту целевую аудиторию, которая этим проектам действительно нужна, и если идея продукта понятна только для основателей стартапа, убедить клиента приобрести товар не получится, и смысла в дальнейшем развитии просто нет.
Первоочередные мероприятия по маркетингу для новосозданной компании – это проверка допущений. Предложите свою продукцию потребителю, чтобы удостовериться, нужно ли ему это, существует ли потребность в этом товаре, вернутся ли клиенты к Вам повторно и порекомендуют ли Вас своим родным, друзьям и знакомым.
Основная Ваша задача – при минимальных затратах на эти телодвижения доказать жизнеспособность основной идеи стартап проекта. И неважно, по каким параметрам Вы отберете свою целевую аудиторию для тестирования восприимчивости. Это может быть географический критерий или некоторая база клиентов, которая возьмется проверить демонстрационную версию или прототип продукта либо услуги.
Достоверным показателем того, что выбранная модель бизнеса имеет право на жизнь, а проект будет расти – это когда новые клиенты приходят без увеличения расходов на маркетинг. И если у Вас получается организовать рабочий процесс таким образом, чтобы маркетинговые издержки на привлечение каждого нового покупателя были меньше, чем принесенный клиентом доход, можете с уверенностью считать, что все получится и бизнес у Вас состоялся. Чем выше расхождение между этими двумя показателями, тем меньше Вам придется тратить.
Иными словами, чем прибыльнее Ваша база потребителей, тем выше доход стартапа. Успех Facebook построен именно на этой формуле. На текущий момент каждый клиент обеспечивает компании $6 поступлений ежеквартально, что делает его бизнес одним из мировых лидеров по прибыльности. Это обстоятельство также легко привлекает все новых и новых инвесторов. Когда-то в прошлом – успешный стартап, а сегодня – мировой гигант, социальная сеть Fscebook оценивается в $200 млрд.
Меняйте концепцию маркетинга стартап проекта
Следующий секрет маркетингового сопровождения стартапа гласит: если Ваш конкурент не имеет возможности просчитать Ваши маркетинговые расходы, значит – он не сможет повторить Вашу модель бизнеса.
Каждый канал продвижения повышает Вашу узнаваемость и новых клиентов. Чтобы обеспечивать успешный рост, следует знать, какой из каналов привел каждого отдельного клиента, и сколько средств потрачено на его привлечение. Эксперт советует измерять степень эффективности каждого затраченного на маркетинг доллара.
Саммит приводит практический пример борьбы за клиентов двух компаний Uber и Lyft (сервисы заказа такси любого класса по своему выбору). Бизнес модели одинаковы, идеи идентичны, но успеха достигли разного уровня. Uber привлек миллиарды зеленых денег инвестиционных вливаний для масштабного запуска проекта и оценивается более чем в 40 млрд. долларов, при этом не являясь прибыльным проектом.
А причина как раз в том, что стоимость привлечения одного клиента Uber в 4 раза дешевле, чем в Lyft. Команда успела это своевременно рассчитать и донести до инвесторов. Вот и вся тайна.
Если идея стартапа по-настоящему грандиозная и грамотная, приготовьтесь к тому, что конкуренты слетятся как мухи на мед, и они поставят себе основной задачу – переманить Ваших клиентов. И не страшно, если Ваш стартап не появился на рынке первым, но он обязан иметь такие показатели, чтобы инвесторы сами Вас искали для того, чтобы вложить свои свободные средства в Вашу перспективную компанию. Поэтому прорабатывайте эти параметры.
Ограничьте расходы стартап проекта
И чего уж точно не понравится Вашим инвесторам – это увидеть неразумно потраченные деньги на маркетинг.
К примеру, стартапу негоже выставлять себя спонсором на мастабных публичных конференциях и платить сумасшедшие деньги за размещение своего лого на растяжках стадионов. Венчурные инвесторы редко попадают на подобные мероприятия. А если туда кто-то из них и попадет случайно, то как раз опытного инвестора подобный маркетинговый подход просто отпугнет. Сконцентрируйтесь исключительно на том, чтобы минимизировать расходы на привлечение нового клиента.
Саммит резюмирует, что каждый доллар, который Вы вкладываете на продвижение стартап проектов, рассматривайте так, как будто он у Вас – последний. А какими маркетинговыми методами пользуетесь Вы в продвижении Вашего стартапа – делитесь своим опытом в комментариях.