Человек обладает особой тончайшей материей – психикой, которая определяет различные психологические способности и внутренние резервы нашего организма.
Но что кроется за такими способностями?
Любые психологические способности являются индивидуальными психическими особенностями, проявляющимися в человеческой деятельности на основе задатков, от которых зависит процесс осуществления, а также степень успешности деятельности.
Под общими способностями понимается совокупность потенциальных (врожденных, наследственных) характеристик человека, которых определяют его готовность к деятельности.
Какие психологические способности встречаются у людей?
Обучаемость — общая человеческая способность к усвоению нового материала, получению новых знаний, приобретению навыков — способов деятельности; она также отображает темп и качество усвоения знаний, приобретения умений и навыков.
Креативность – гибкость, нестандартность мышления, способность порождать большое число оригинальных идей, использовать необычные способы интеллектуальной деятельности в самых разнообразных условиях жизненных условиях.
Разделяют также теоретические (умение воспринимать информацию, рассуждать, делать умозаключения) и практические (умение усваивать навыки и воплощать их в действии) способности.
Естественными, заложенными в нас природой, способностями являются те способности, которые есть у всех людей с момента рождения. Это память, восприятие, элементарное мышление, общение.
Учебные способности человека проявляются при успешном овладении нами различными знаниями, навыками, умениями, а также в формировании личностных качеств; творческие способности реализуется – при создании новых, никем до этого не созданных предметов духовной, материальной культуры.
Коммуникативные способности человека – способности к общению, взаимодействию с другими людьми.
Таким образом, психологические способности человека – это совокупность различных особенностей и возможностей человека, которые позволяют нам нормально жить, развиваться, заниматься активной деятельностью, совершенствоваться и сосуществовать с другими людьми в одной семье, коллективе, обществе.
Не будь у нас таких способностей, мы бы просто не знали, что значит быть разумным человеком и полагались бы только на одни животные инстинкты.
20- 21 век. Всё только ускоряется.
А у нас народный врач на раз резиновыми молоточками лечит.
Человек сам создает свою среду обитания, а потом начинает под нее подстраиваться — для этого нужна достаточно гибкая психика.
Елена, вообще-то человек это прямощодящее животное с ярко выраденными адаптационными и приспособительными механизмами псизики. Вся наша жизнь — это приспособление к чему-то новому.
И поверьте, очень хорошо приспосабливаемся:)
А кто, по каким-то причинам не может — тех естественный отбор не жалеет. Все очень просто и лаконично.
Ну, а «нормально жить, развиваться, заниматься активной деятельностью… и сосуществовать с другими … в одной семье, коллективе, обществе» — это замечательно получается у многих стадных животных. У обеъян, у слонов, у пчел, например…
Что наиболе явно и ярко отличает человека от животных по психологических качествам — это наличие Префронтальной коры, Лобных долей мозга (это одно из последних завоеваний эволюции). Это главный управляющий центр мозга.
Если сделать операцию Лоботомию — перерезку нейронных путей ведущих от остальных участков мозга к Лобных долям (операция выполняется, например через глазное веко, без вскрытия), то человек превращается в Овощ, который может ходить, говорить, совершать какие-то поступки, но не может делать никаких целенаправленных, спланированных действий.
Ярослав, ты очень много ставишь на такую монету, как Мотивация, планирование, постановка цели.
Если повредить Лобные доли (травма, операция) или просто лищится связи между Лобными долями и остальными участками мозга, поверь: Ни Мотивации, ни планирования, ни целеполагания у Человека больше НЕ БУДЕТ. Эти понятия станут для него пустым звуком.
Гераклий Эффеский говорил: «Чтобы понять природу вещей, нужно понять историю их развития». Лобные доли — недавнее завоевание эволюции, поэтому оно такое хрупкое, но такое мощное по своим возможностям.
Поэтому если хочешь понять, как же у человека возникла возможность что-то планировать, ставить цели и достигать их, то тебе надо обязательно изучить работу Лобных Долей, иначе, так и будешь судить не по объективным природным фактам, а по субъективным проявлениям у людей (то есть, как и все прочие не выйдешь за рамки поведенческих проявлений).
Вот книга для хорошего первоначального знакомства:
Элхонон Голдберг. «Управляющий Мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация».
http://www.scorcher.ru/neuro/science/ExecutiveBrain/index.htm
Голдберг — ученик великого советского ученого нейрофизиолога Лурии А.Р.
P.S. кто так же желает понять природу образования цели и мотивации к ее выполнению, сущности лидерства, тоже беритесь за чтение. Первые 3(три) главы можно читать и не специалисту, вначале вообще читается как детективный роман:)
А дети как быстро всему учатся. Раньше в первом классе солнышко рисовали, а теперь английский алфавит учат.