У каждой компании есть ограниченное нормами законодательства правовое поле деятельности.
Сегодня малый бизнес существует в пределах законодательных норм, устанавливающих определенные ограничения на режим отдыха, работы наемных сотрудников, условия обязательной безопасности, социальных гарантий труда.
Теперь индивидуальные предприниматели в точности должны соблюдать нормы природоохранного, гражданского, экологического, эпидемиологического, земельного и иного законодательства, а также финансового и договорного права.
Кроме того, предприниматели должны постоянно штудировать особенности закона о защите потребительских прав, налогового права.
Правовое регламентирование предпринимательства обладает внешним характером, связанным с обязанностью соблюдения издаваемых государством законов.
Но немалое значение также имеет внутреннее соответствие бизнес-процессов, взаимодействий между персоналом локальным (корпоративным) правовым актам, документам. А именно:
- приказам, распоряжениям,
- правилам внутреннего трудового распорядка,
- положениям о премировании, оплате труда работников,
- должностным инструкциям,
- рекомендациям по работе с клиентами,
- кодексам деловой этики, принятым на малых предприятиях.
Внешнее и внутреннее правовое поле деятельности, в котором действуют предприниматели, образует нормативную среду, обладающую как общими, так и частными характеристиками.
Эта нормативно-правовая среда не остается статичной и неизменной во времени. Законодательная, исполнительная ветви власти постоянно видоизменяют, совершенствуют действующие правовые акты, создают новые и отменяют старые.
Поэтому ежегодно меняются правила бизнес-игры в рамках изменения местных коэффициентов, налоговых ставок, нюансов ведения финансовой отчетности, бухгалтерского учета, взаимодействий с фондами (пенсионным, социального, медицинского обязательного страхования).
Одновременно с правовой средой изменяются и технологии взаимодействия с госорганами, которые сегодня все более смещаются в интернет-пространство.
Согласно изменениям законодательной базы меняется и правовое поле деятельности компаний. На усиление конкуренции аналогичных фирм предприниматели вводят новые системы премирования, оплаты труда персонала, ужесточают дисциплинарную практику.
Например, регламентируя прием алкоголя сотрудниками не только в рабочее, но также и во внерабочее время, строго наказывая за разглашение служебной информации и хищения интеллектуальной собственности.
Также изменяются и подходы во взаимоотношениях с поставщиками, бизнес-партнерами, финансово-кредитными организациями. С ними взаимодействия переводятся на более совершенный правовой уровень.
Из-за постоянных изменений внешней правовой среды владельцам малого бизнеса приходится все время отслеживать законодательные изменения, корректировать правовую корпоративную (внутреннюю) документацию.
Самостоятельно сделать это, не используя помощь специалистов различных правовых отраслей практически невозможно. Здесь у предпринимателей возникает выбор – нанимать в штат собственного юриста либо обращаться за разовыми, абонентскими правовыми консультациями в специализированные фирмы.
Категория «правовое поле деятельности» относится, как мы выяснили, к динамичным составляющим бизнеса. Его необходимо знать, постоянно отслеживать, чтобы деятельность компании протекала в его пределах и не становилась противозаконной.
В противном случае бизнес перейдет в формат нелегального со всеми вытекающими последствиями.
Мы славны не тем, что никогда не падаем, а тем, что встаем всякий раз, когда это случилось.
Ответить