Как понятие маркетинга «маркетинговое пространство» сложно и весьма запутанно определяется в специальной, научной литературе.
Существует, например, представление такого пространства как совокупности взаимодействующих, взаимосвязанных отношений по поводу создания, использования, распределения уникальных ценностей.
То есть это пространство должно быть целостной системой, позволяющей оценивать, измерять эффективность взаимодействия входящих в него маркетинговых объектов с единой концептуальной позицией.
Если же говорить проще, то маркетинговое пространство — это экономическая среда, которую охватывает своими маркетинговыми мероприятиями определенный хозяйствующий субъект (индивидуальные предприниматели, фирмы, организации и другие коммерческие структуры).
Из этого понятия можно сделать вывод. Чем шире диапазон маркетинговых мероприятий компании, чем большее число потребителей, секторов экономики, бизнеса она охватывает, тем больше будет и занимаемое маркетинговое пространство.
Измерение результатов деятельности маркетинга отдельно взятых субъектов рынка формирует в конечном итоге возможность измерения поведения системы маркетинга.
Это определяется сложностью, ростом маркетинговой системы, ее зависимостью от и внешних, внутренних связей, формирующих некую экономическую среду или маркетинговое пространство.
Согласно экономическим законам, измерению подлежат процессы, включенные в создание добавочной стоимости.
Сюда относятся не только финансовые, но также и материальные, логистические, энергетические, маркетинговые, информационные и иные потоки, представляющие центр управления коммерческой структуры.
Здесь маркетинговые потоки выступают интегрирующими, ключевыми, потому что открывают возможность определить пути, изучить причины повышения эффективности рыночной деятельности.
Потребность в подобном измерении возникает в процессе управления, где требуются полные, достоверные сведения о поведении субъекта, состоянии объекта управления. Отсутствие данных сведений снижает результативность социально-экономических процессов.
Таким образом, пространство, границы которого формируют сферу распространения базовых принципов, законов, маркетинга в реальной бизнес-деятельности компаний, можно именовать маркетинговым. Источником же возникновения нового маркетингового пространства выступает фирма, принимающая решение о существовании на принципах маркетинга.
Это делает необходимым идентификацию пространства маркетинга, существующего как единство материальных, социальных объектов, являющихся частью маркетинговых процессов.
Они оказывают прямое (косвенное) воздействие на результаты последних. Протяженность, структурность материальных, социальных систем следует считать в качестве основных свойств пространства маркетинга, характеризующих его как форму существования процессов, объектов.
В таком случае существующее маркетинговое пространство характеризуется базовыми показателями функционирования — оптимальным и реальным результатом (прибыль, общественные, материальные ценности) и необходимыми для его достижения затратами (трудовыми, финансовыми и другими).
Один из методов оценки — расчет коэффициента эффективности маркетингового пространства. Рассчитывается как суммированный результат (в абсолютных, условных единицах) предпринимательства, отнесенный к суммарным тратам (в соответствующих величинах).
Чем оптимальнее организовано такое пространство компании, тем выше будет показатель его коэффициента эффективности.