Ключевую роль в организации любого бизнеса играет маркетинговое исследование – средство, которое обеспечивает участников рынка необходимыми данными для принятия управленческих решений.
Именно маркетинговое исследование дает начало деятельности любой новой компании, которая стремится добиться успеха. Благодаря проводимой маркетологами работе существенно снижается неопределенность в процессе принятия важнейших решений, определяющих будущее фирмы.
Цели проведения маркетинговых исследований:
- принятие решения о сегментировании рынка;
- выбор целевого рынка;
- обеспечение правильного позиционирования товара или услуги на рынке;
- разработка и внедрение маркетинговых комплексов;
- обеспечение контроля над их воплощением в жизнь.
Изучение внешней и внутренней рыночной среды, а также регулярно проводимый ее мониторинг является важной составляющей стратегии успешного развития. Особенно велика роль маркетингового исследования в условиях наличия свободных ниш, несегментированности и неопределенности вновь созданного бизнеса.
Почему перед началом бизнеса необходимо в обязательном порядке провести независимое маркетинговое исследование? Потому что у Вас, как у основателя и заинтересованной стороны, может наблюдаться свое, искаженное мнение о выпускаемой или реализуемой Вами продукции, которое не будет соответствовать реальной картине.
Лучше вначале вложить средства в исследования, и обнаружить, что рынок, к примеру, перенасыщен однородной продукцией разных компаний, либо настроения потребителя не соответствуют ожиданиям, чем запустить бизнес и потерпеть полное фиаско вплоть до банкротства.
Иными словами, возможные материальные потери в таком случае ограничиваются маркетинговым бюджетом, а не всем капиталом новой компании.
И даже если Ваш товар или услуга полностью уникальны – в таком случае тоже лучше перестраховаться и заранее изучить настроения рынка, чтобы иметь возможность уже обоснованно распланировать будущий бюджет продаж.
Спокойствие, которое вы приобретаете, проведя маркетинговое исследование, существенно уменьшает Ваши риски и снижает опасения, которые всегда сопутствуют начинающему бизнесмену на старте.
На какие вопросы могут дать ответы проведение маркетингового исследования? Итак, Вы получаете следующие данные.
1. Информация о потребителях:
- экономические, демографические, поведенческие и социальные характеристики;
- потребности и нужды, пристрастия и вкусы;
- степень известности компании и ее продукции;
- мнение о качестве предлагаемых товаров и услуг;
- исследование факторов, которые влияют на приобретение или отказ от покупки тех или иных товаров и услуг;
- обратная связь о степени удовлетворения продукцией, производимой компаниями-конкурентами;
- исследование прошлого опыта использования и прогнозирование поведения потребителя в будущем, то есть определение перспективности продукции.
2. Рынок
- емкость рынка в стоимостных и натуральных показателях;
- распределение долей рынка между конкурирующими компаниями;
- информация о ключевых участниках рынка – их тактике и стратегии, продукции и возможных исходящих от них угрозах;
- данные о динамике ключевых показателей рынка;
- показатели сезонной цикличности и определение текущей стадии жизненного цикла исследуемой отрасли.
3. Товар (услуга)
- реальные потребители – их количество и доля;
- подлинное отношение к продукции и уровень лояльности;
4. Ценообразование
- расчет эластичности спроса по цене, доходам домашнего хозяйства;
- отношение покупателя к выставленной цене, выявление уровня «слишком высоких» и «подозрительно низких» цен;
- определение оптимальной «зоны прибыли» с помощью тестирования разных ценовых диапазонов;
- изучение реакций на всевозможные дисконтные программы, бонусы, скидки и акции.
5. Продвижение
- изучение ситуаций и мест совершения покупок;
- данные об эффективности продвижения товара с помощью различных каналов распространения информации и продажи;
- измерение эффективности проводимой рекламной компании;
- количество и доля потребителей, осведомленных о существовании на рынке исследуемого товара;
- количество и доля выбравших данный товар осведомленных покупателей.
Важность проведения маркетингового исследования трудно переоценить, поскольку грамотно проведенные мероприятия в этом направлении позволяют получить объективную оценку степени необходимости Вашего товара на рынке, его актуальность, настроения потребителей и в конечном итоге, позволит сделать выводы об общей целесообразности выхода «в мир» со своим товаром или услугой.
Важное мероприятие. Это точно. Этому еще нужно научиться — правильно все высчитывать и выверить. Дело не легкое.
Ответить