По разным причинам может понадобиться оценка вашего предпринимательства. В настоящее время существует не одна методика оценки бизнеса.
Во-первых, оцениваться может бизнес-линия. В широком смысле это совокупность имущественных прав, долгосрочных привилегий, конкурентных преимуществ, универсального, специального имущества.
Можно оценивать и технологии, и контракты, обеспечивающие возможность получения определенных доходов. Здесь бизнес оценивается как инвестиционный проект или предмет покупки.
В узком смысле бизнес-линия совокупность контрактов, лицензий на вид деятельности, на технологии, являющиеся ключевыми для потока доходов.
Предметами оценки тут могут служить:
- продуктовые (товарные) линии;
- совокупность контрактов, обеспечивающих закупочные, сбытовые линии бизнеса.
Оценка бизнес-линий в предпринимательской практике имеет пять основных целей:
- чтобы суммой стоимости охарактеризовать подлинную рыночную стоимость фирмы как действующего целостного предприятия;
- для определения ориентировочной обоснованной максимальной цены, по которой владельцу составляющих контрактов можно третьим лицам продать свои контрактные права;
- для оценки целиком реализующего один вид товара предприятия, стоимость которого аналогична оценке его единственной бизнес-линии;
- для оценки рыночной ценности инвестиционного проекта, который совпадают с бизнес-линией;
- для установки ориентировочной обоснованной рыночной стоимости уставного (собственного) капитала предприятия, который учрежден для реализации инвестиционного проекта, имеющего решающие конкурентные преимущества, но не приступившего еще к реализации оцениваемого проекта.
Следующая методика оценки бизнеса подходит для оценивания фирмы целиком и долей в ней. Она может базироваться как на оценке осуществляемых фирмой бизнес-линий, так и производиться, исходя из имущества компании.
Оба подхода естественны для юридического лица, как предмета оценки, так как фирма имеет собственный расчетный счет с поступающими на него доходами, имущество.
Компания, как предмет отдельной оценки, имеет смысл тогда, когда рынок ее объективно оценить невозможно. Это происходит когда:
- оцениваемая фирма не подвергается оценке в пределах фондового рынка (закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищества);
- оцениваемая компания является формально открытой, но не оценивается фондовыми биржами, так как не отвечает их требованиям (по открытости финансовой отчетности, размеру);
- оцениваемая фирма является ОАО, котируемым на фондовых биржах, но акции его являются недостаточно ликвидными (с ними редко и мало осуществляются сделки) — а потому наблюдаемой рыночной стоимости таких акций нельзя доверять;
- весь внутренний фондовой рынок недостаточно ликвиден или сильно зависим от краткосрочных внеэкономических факторов, поэтому его результат тоже будет необъективен.
К специальной методике относятся к следующим случаям:
- эмиссия новых акций закрытыми акционерными обществами;
- выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО, ЗАО либо пая в товариществах в случае выхода из них одного из учредителей, пайщиков, акционеров;
- подготовка к продаже компаний-банкротов, выставляемых на конкурс;
- подготовка к продаже приватизируемых фирм (в том числе продажа пакетов акций, остающихся в государственной собственности);
- обоснование вариантов санации для предприятий-банкротов;
- проверка цены предложений по акциям ЗАО крупными венчурными профессиональными инвесторами.
Специально применяемая методика оценки бизнеса предусматривается законодательством.
Спасибо за интересную информацию.
Скачал книгу, начал читать, меня она безумно вдохновила, как Рокфеллер я пока, конечно не живу, но я на пути к этому.