Методика оценки бизнеса по совокупности критериев

Методика оценивания бизнесаПо разным причинам может понадобиться оценка вашего предпринимательства. В настоящее время существует не одна методика оценки бизнеса.

Во-первых, оцениваться может бизнес-линия. В широком смысле это совокупность имущественных прав, долгосрочных привилегий, конкурентных преимуществ, универсального, специального имущества.

Можно оценивать и технологии, и контракты, обеспечивающие возможность получения определенных доходов. Здесь бизнес оценивается как инвестиционный проект или предмет покупки.

В узком смысле бизнес-линия совокупность контрактов, лицензий на вид деятельности, на технологии, являющиеся ключевыми для потока доходов.

Предметами оценки тут могут служить:

  • продуктовые (товарные) линии;
  • совокупность контрактов, обеспечивающих закупочные, сбытовые линии бизнеса.

Оценка бизнес-линий в предпринимательской практике имеет пять основных целей:

  • чтобы суммой стоимости охарактеризовать подлинную рыночную стоимость фирмы как действующего целостного предприятия;
  • для определения ориентировочной обоснованной максимальной цены, по которой владельцу составляющих контрактов можно третьим лицам продать свои контрактные права;
  • для оценки целиком реализующего один вид товара предприятия, стоимость которого аналогична оценке его единственной бизнес-линии;
  • для оценки рыночной ценности инвестиционного проекта, который совпадают с бизнес-линией;
  • для установки ориентировочной обоснованной рыночной стоимости уставного (собственного) капитала предприятия, который учрежден для реализации инвестиционного проекта, имеющего решающие конкурентные преимущества, но не приступившего еще к реализации оцениваемого проекта.

Следующая методика оценки бизнеса подходит для оценивания фирмы целиком и долей в ней. Она может базироваться как на оценке осуществляемых фирмой бизнес-линий, так и производиться, исходя из имущества компании.

Оба подхода естественны для юридического лица, как предмета оценки, так как фирма имеет собственный расчетный счет с поступающими на него доходами, имущество.

Компания, как предмет отдельной оценки, имеет смысл тогда, когда рынок ее объективно оценить невозможно. Это происходит когда:

  • оцениваемая фирма не подвергается оценке в пределах фондового рынка (закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищества);
  • оцениваемая компания является формально открытой, но не оценивается фондовыми биржами, так как не отвечает их требованиям (по открытости финансовой отчетности, размеру);
  • оцениваемая фирма является ОАО, котируемым на фондовых биржах, но акции его являются недостаточно ликвидными (с ними редко и мало осуществляются сделки) — а потому наблюдаемой рыночной стоимости таких акций нельзя доверять;
  • весь внутренний фондовой рынок недостаточно ликвиден или сильно зависим от краткосрочных внеэкономических факторов, поэтому его результат тоже будет необъективен.

К специальной методике относятся к следующим случаям:

  • эмиссия новых акций закрытыми акционерными обществами;
  • выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО, ЗАО либо пая в товариществах в случае выхода из них одного из учредителей, пайщиков, акционеров;
  • подготовка к продаже компаний-банкротов, выставляемых на конкурс;
  • подготовка к продаже приватизируемых фирм (в том числе продажа пакетов акций, остающихся в государственной собственности);
  • обоснование вариантов санации для предприятий-банкротов;
  • проверка цены предложений по акциям ЗАО крупными венчурными профессиональными инвесторами.

Специально применяемая методика оценки бизнеса предусматривается законодательством.



2 комментария

  1. Спасибо за интересную информацию.

  2. Скачал книгу, начал читать, меня она безумно вдохновила, как Рокфеллер я пока, конечно не живу, но я на пути к этому.

Комментировать