По разным причинам может понадобиться оценка вашего предпринимательства. В настоящее время существует не одна методика оценки бизнеса.
Во-первых, оцениваться может бизнес-линия. В широком смысле это совокупность имущественных прав, долгосрочных привилегий, конкурентных преимуществ, универсального, специального имущества.
Можно оценивать и технологии, и контракты, обеспечивающие возможность получения определенных доходов. Здесь бизнес оценивается как инвестиционный проект или предмет покупки.
В узком смысле бизнес-линия совокупность контрактов, лицензий на вид деятельности, на технологии, являющиеся ключевыми для потока доходов.
Предметами оценки тут могут служить:
- продуктовые (товарные) линии;
- совокупность контрактов, обеспечивающих закупочные, сбытовые линии бизнеса.
Оценка бизнес-линий в предпринимательской практике имеет пять основных целей:
- чтобы суммой стоимости охарактеризовать подлинную рыночную стоимость фирмы как действующего целостного предприятия;
- для определения ориентировочной обоснованной максимальной цены, по которой владельцу составляющих контрактов можно третьим лицам продать свои контрактные права;
- для оценки целиком реализующего один вид товара предприятия, стоимость которого аналогична оценке его единственной бизнес-линии;
- для оценки рыночной ценности инвестиционного проекта, который совпадают с бизнес-линией;
- для установки ориентировочной обоснованной рыночной стоимости уставного (собственного) капитала предприятия, который учрежден для реализации инвестиционного проекта, имеющего решающие конкурентные преимущества, но не приступившего еще к реализации оцениваемого проекта.
Следующая методика оценки бизнеса подходит для оценивания фирмы целиком и долей в ней. Она может базироваться как на оценке осуществляемых фирмой бизнес-линий, так и производиться, исходя из имущества компании.
Оба подхода естественны для юридического лица, как предмета оценки, так как фирма имеет собственный расчетный счет с поступающими на него доходами, имущество.
Компания, как предмет отдельной оценки, имеет смысл тогда, когда рынок ее объективно оценить невозможно. Это происходит когда:
- оцениваемая фирма не подвергается оценке в пределах фондового рынка (закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищества);
- оцениваемая компания является формально открытой, но не оценивается фондовыми биржами, так как не отвечает их требованиям (по открытости финансовой отчетности, размеру);
- оцениваемая фирма является ОАО, котируемым на фондовых биржах, но акции его являются недостаточно ликвидными (с ними редко и мало осуществляются сделки) — а потому наблюдаемой рыночной стоимости таких акций нельзя доверять;
- весь внутренний фондовой рынок недостаточно ликвиден или сильно зависим от краткосрочных внеэкономических факторов, поэтому его результат тоже будет необъективен.
К специальной методике относятся к следующим случаям:
- эмиссия новых акций закрытыми акционерными обществами;
- выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО, ЗАО либо пая в товариществах в случае выхода из них одного из учредителей, пайщиков, акционеров;
- подготовка к продаже компаний-банкротов, выставляемых на конкурс;
- подготовка к продаже приватизируемых фирм (в том числе продажа пакетов акций, остающихся в государственной собственности);
- обоснование вариантов санации для предприятий-банкротов;
- проверка цены предложений по акциям ЗАО крупными венчурными профессиональными инвесторами.
Специально применяемая методика оценки бизнеса предусматривается законодательством.
Получите БЕСПЛАТНО книгу!
Более 50 реальных положительных отзывов!
100% гарантияпервого результата еще в процессе чтения!
Спасибо за интересную информацию.
Скачал книгу, начал читать, меня она безумно вдохновила, как Рокфеллер я пока, конечно не живу, но я на пути к этому.