Бизнес – это не только экономические категории, но и многочисленные переговоры, соглашения, договоры.
Вот почему здесь крайне важны психология и этика деловых отношений, способствующие цивилизованному решению проблем и конфликтов.
Можно сказать, что психология и этика деловых отношений определяет внутреннее содержание любых взаимоотношений между предпринимателями и правила их поведения.
Для возникновения деловых взаимоотношений необходимо налаживание (установление) контакта. После чего нужна ориентация в ситуации, обсуждение общих вопросов, принятие совместного решения и достижение определенной цели.
А потом контакт прерывается (если речь идет об «одноразовых» (единичных) связях) либо поддерживается плодотворное сотрудничество.
В повседневном бизнес-общении данные этапы претерпевают различные трансформации (изменения). Но независимо от того, с кем происходит взаимодействие: с одним человеком, с группой людей либо с большей аудиторией, такие этапы имеют место.
Контакт всегда начинается с общения, а оно должно возникать после взаимного приветствования и обмена общими фразами, способствующими сближению либо подведению разговора к конкретной теме.
Обсуждение предмета разговора должно проходить на строго деловом уровне (без выплескивания эмоций, угроз, оскорблений и других нелицеприятных вещей).
Если же вместо обсуждения темы переговоров вы переходите на личность вашего оппонента – значит, вы потеряли нить беседы и не можете себя контролировать. Такие переговоры ни к чему хорошему не приведут и в лучшем случае они просто зайдут в тупик.
Перед важными переговорами не мешает подготовиться и морально и информационно. Соберите побольше сведений, выделите и запишите все важные аргументы и пункты, наметьте план беседы, определите позицию, которой вы будете придерживаться, и самое главное – сформулируйте конкретную цель.
Для установления правильного контакта с оппонентом необходимо найти с ним общий язык, а при наличии разногласий пытаться отыскать компромисс. В противном случае каждый останется при своем, а дело не сдвинется с места.
В любом случае, психология и этика деловых отношений занимают важное место в бизнесе.
Без них невозможны: налаживание нормальных взаимоотношений, ведение переговоров, собеседования по трудоустройству, внутрикорпоративные отношения, взаимодействия с конкурентами и с участниками соглашений.
Вы пишете о действительно важных вещах, хотя и несколько поверхностно. Но это и понятно, рамки одной статьи слишком малы, чтобы раскрыть такую большую тему. Даже если разделить ее на две темы: психология делового общения; этика делового общения, то и в этом случае понадобится целый цикл статей. Надеюсь когда-нибудь вы эту тему продолжите. Удачи вам.
Некоторым деловым людям стоит пройти мастер-класс по этикету.