Бизнес включает множество экономических категорий и показателей. Успешность предпринимательства определяет высокая рентабельность.
Рентабельность считается, по общим правилам, относительным показателем эффективности бизнеса. Как экономическая категория объективно рентабельность характеризует только доходность бизнеса, финансовый результат его экономической деятельности.
Она способна отражать продуктивность использования в предпринимательстве трудовых, материальных (в том числе и денежных) ресурсов, а также натурального сырья.
Коэффициент рентабельности может быть рассчитан как отношение прибыли бизнеса к его активам, ресурсам (потокам), которые формируют доход.
Такой показатель выражается как в прибыли, приносимой каждой полученной денежной единицей, так и в прибыли, приходящейся на единицу вложенных средств. Конечные показатели рентабельности, в основном, выражаются в процентах.
А высокая рентабельность означает, что на единицу вложенных материальных ресурсов (средств) приходится несколько единиц получаемого дохода.
Экономическая значимость показателей (коэффициента) рентабельности в сегодняшних условиях ориентации на рыночные взаимоотношения определяется, во многом, интересом к нему наемных работников (сотрудников), задействованных в конкретном бизнесе, а также интересом контрагентов, государства, потенциальных партнеров, заемщиков, кредиторов.
Повышение уровня рентабельности для бизнеса означает укрепление его финансового и экономического положения, а, следовательно, это информирует предпринимателя о результатах применяемой им тактики (стратегии), а также о целесообразности ее возможной корректировки.
Существует еще такое понятие как максимальная рентабельность, являющаяся основной целевой установкой бизнеса, ориентированного на получение определенного денежного притока в обусловленный планом или иной стратегией период.
Достижение высокой рентабельности означает стремление:
— к максимально возможному увеличению рентабельности в торговом обороте либо к ее росту на некоторую величину;
— к снижению трат (расходов) до предельного минимума либо к тому, чтобы существующий уровень издержек не повышался;
— к обеспечению ликвидности, а именно: к тому, чтобы предприниматель в любой момент был в состоянии оплачивать все свои срочные обязательства, а также имел материальный резерв к развитию мощностей (оборотов) бизнеса.
Повышению рентабельности бизнеса способствует следующие мероприятия:
— правильно разработанная маркетинговая политика;
— снижение посреднических услуг, когда предприниматель уменьшает число посредников в получении им товара, беря оставшуюся часть бремени на себя;
— увеличение (ускорение) оборотов активов – достигается путем повышения в общей денежной массе доли заемных средств;
— использования части резервных средств (прибыли) для инвестирования, с уже последующим вложением, после получения сверхприбыли, ее в расширение бизнеса;
— закупать продукцию следует, по возможности, оптом, грамотно рассчитывая возможности собственных продаж, а также находить запасные пути реализации;
— применять правильно разработанную систему скидок, а в бессезонье проводить распродажи;
— при отсутствии покупательского спроса необходимо применять своевременные меры для привлечения их внимания.
Высокая рентабельность достигается при таких объемах деятельности, когда максимальный доход равняется верхним предельным затратам. Главное здесь – активные мероприятия, без которых повышение рентабельности просто невозможно.
Сколько всего нужно учесть и предусмотреть, чтобы добиться высокой рентабельности! А это мечта любого бизнесмена.
Как экономист, могу сказать что понятие рентабельности включает в себя множество факторов. Ваша статья отлично знакомит с азами этого понятия.