Основные факторы конкурентной борьбы, и их влияние

фактор конкурентной борьбыЗдоровая конкуренция – двигатель современной экономики. А что движет ею, определяют факторы конкурентной борьбы.

По мнению специалистов, на интенсивность конкурентной борьбы могут оказывать влияние различные силы, из которых можно выделить наиболее часто встречаемые (типичные) факторы:

  • масштабность производства (сбыта, реализации);

Обычно бизнес, впервые появившийся на рынке, начинается с деятельности по сбыту новой продукции в существенно меньших масштабах, нежели это делают уже состоявшиеся производители (реализаторы).

Поэтому их издержки производства (сбыта) выше, что обусловливает получение меньшей прибыли, а может быть и убытков, при наличии общих среднерыночных цен.

Следовательно, часто возникает вопрос: готовы ли предприниматели пойти на это ради освоения нового бизнеса?

А чем дольше предприниматель находится в занимаемом рыночном секторе, тем больше усилий по удержанию своих позиций или завоеванию новых ему придется приложить. Что связано с необходимостью новых капиталовложений и, соответственно, новыми рисками.

  • привычность товарных марок;

Люди склонны к стереотипам, поэтому потребители зачастую ориентированы на приобретение конкретных товаров определенных марок, которые, по их мнению, успешно себя зарекомендовали либо просто потому, что название этой марки постоянно на слуху.

В связи с этим, новым производителям нужно сделать популярной свою марку среди потребителей. Это зачастую весьма сложная задача для новичков бизнеса.

  • количество конкурирующих фирм;

Чем больше предпринимателей задействовано в одном бизнес-секторе, тем интенсивнее их конкурентная борьба.

  • динамика спроса и предложения и их соотношение;

Колебания этих экономических показателей провоцируют соответствующие конкурентные движения.

  • действия прямых конкурентов;

Действия прямых конкурентов, направленные на увеличение объемов сбыта продукции за счет снижения ее цены либо иных стратегий, вынуждают остальных предпринимателей, задействованных в этом же секторе, предпринимать какие-либо ответные мероприятия.

  • конкурентный потенциал предпринимателей, задействованных в том или ином бизнес-секторе;

Интенсивность конкуренции зависит не только от количества конкурентов, но и от их «качества» — возможности представлять серьезную угрозу, конкурентоспособности.

  • успешность использования одним из предпринимателей определенных тактик и ходов;

Успешные внедрения предпринимателей тактик и ходов в бизнесе вызывает желание некоторых конкурентов применить аналогичные методы. Другие же постараются разработать собственные способы, чтобы повысить свою конкурентоспособность.

  • агрессивные методы ведения конкурентной борьбы, в том числе покупка слабых конкурентных предприятий, усиливает конкурентную борьбу;
  • появление на арене новых нестандартно действующих конкурентов;

Которые своим бизнес-поведением выбивают из колеи остальных предпринимателей, привыкших следовать классическим правилам игры.

  • недостаточная дифференциация выпускаемых продуктов (услуг);

Приводит к возможности дальнейшего сегментирования занимаемого экономического сектора. Это позволяет появляться новым конкурентам и ужесточает конкурентную борьбу между существующими ее участниками.

Современные факторы конкурентной борьбы являются разнообразными внешними силами, способными влиять на интенсивность действий прямых конкурентов в общем занимаемом секторе экономики (рынка).

Эти факторы и их динамику следует всегда учитывать при разработке собственного маркетингового плана, а также стратегий и тактик по выживанию в конкурентной среде.

Комментировать