Мотивация – это побуждение к действию. Есть много разных теорий мотиваций. Какие-то из них — устарели, а какие-то — еще работают. И, наверное, самым древним методом мотивации, и для некоторых руководителей по сей день единственным, является метод «кнута и пряника».
Ниже описаны известные научные теории трудовой мотивации, пытающиеся объяснить поведение человека в различных ситуациях, что мотивирует его на совершение определенных действий.
Теория ожиданий Виктора Врума
Человек выбирает те действия, которые как он думает, приведут его к желаемому результату, с условием, что этот результат для него ценен, или наоборот, он станет действовать так, чтобы избежать возможного результата.
Эта теория утверждает, что для мотивации работника нужно, чтобы он четко представлял, что от его усилий зависит результат его труда, который ведет к определенным последствиям, и что эти последствия ценны для него.
Теория потребностей Авраама Маслоу
А. Маслоу полагал, что мотивация основывается на стремлении человека удовлетворять свои потребности. Им были выделены следующие основные потребности, в порядке возрастания по силе получаемой мотивации и ощущений:
1. физиологические (утоление жажды и голода);
2. потребность в безопасности (потребность в тепле, в крыше над головой);
3. потребность в любви (желание иметь семью);
4. потребность в признании (самоуважение);
5. потребность в самореализации (потребность в развитии, личном росте).
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
Д. МакКлелланд полагал, что работник имеет три основные потребности, приобретаемые благодаря жизненным обстоятельствам, опыту и учебе. Это:
- потребность во власти – желание контролировать, управлять другими людьми.
- потребность в соучастии – стремление к общению, к дружбе с окружающими людьми.
- потребность в достижениях – стремление к получению желаемого результата.
Все эти потребности взаимосвязаны между собой. Определяя уровень амбициозности человека, то есть, его потребности во власти, достижении вершин и соучастии, специалисты по работе с персоналом могут распределять сотрудников на руководящие и исполнительские должности, в зависимости от результатов тестирования.
Эта теория разработана Уильямом Оучи. Она заключается в принципе коллективизма – совмещении целей компании с целями сотрудника. Фирма обеспечивает работникам возможность постоянного повышения квалификации, и непрерывного обучения.
Этот принцип сегодня используется во многих крупных компаниях для улучшения качества работы своих сотрудников, и как показывает практика, он один из самых эффективных.
Все эти теории трудовой мотивации по своему эффективны, и каждая организация может выбирать наиболее подходящую для своего персонала.
Интересная статья! Посмотрел список своих потребностей. Примечательно то, что они у меня идут не совсем так по порядку, как по теории Маслоу, но охват в целом действительно включает в себя все, что человеку нужно. Хорошая пища для размышления. Спасибо!
Ярослав, а вам самому какая теория мотивации ближе и почему?
Вы знаете, я не могу сказать что я отдаю предпочтение какой-то определенной теории.
Каждая теория по своему правильная, поэтому я стараюсь взять что-то особенное у каждой теории и применить все это на практике.