Целевая аудитория представляет собой часть общественности, объединенной общими демографическими характеристиками, культурными вкусами, предпочтениями.
На эту общность рассчитывают производители, маркетологи и бизнесмены при продвижении товаров, услуг.
Но так как продукция и услуги многообразны, то существуют соответственные им типы целевых аудиторий.
Во-первых, выделяют две основные группы общественности: внешнюю и внутреннюю. Последнюю составляют людей, входящие в структуру, штат организации.
Это персонал, сотрудники, администрация, руководители, акционеры, представители профсоюзов.
К внешней же общественности относятся люди, юридические лица, не входящие в структуру предприятия, но непосредственно связанные с ним: клиенты, покупатели, потребители, поставщики, реализаторы, жители ближайшей местности, партнеры.
Но на этом типы целевых аудиторий не заканчиваются, далее происходит детальная структуризация.
В настоящее время популярна предложенная Джерри Гендриксом — американским исследователем — классификация. На ее основе выделяют пять основных типов целевых аудиторий:
- работники компании;
- местные жители;
- инвесторы (потенциальные, реальные);
- потребители (их объединения, правозащитные организации);
- партнеры, контрагенты.
Существует также классификация типов целевых аудиторий Ф. Сайтела (в ее основе лежит ситуативный подход):
- главная, второстепенная;
- традиционная, будущая (перспективная);
- сторонники, оппоненты, безразличные.
Свое видение ситуативной типологии целевых аудиторий озвучил Ф. Котлер (известный американский исследователь маркетинговых коммуникаций):
- финансовые круги (аукционеры, банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании);
- гражданские группы действий («зеленые», ассоциации потребителей, правозащитники);
- местные контактные группы (местные жители, общины);
- внутренние контактные группы (служащие, рабочие фирмы);
- широкая публика.
Что касается конечных потребителей, то по отношению к определенной продукции их можно разделить на конкретные группы:
- новые потребители. Одинаково могут обладать хорошим или плохим потенциалом для сбыта (зависимо от уровня их осведомленности о продукции);
- лояльные к товару, бренду. На них рассчитан основной объем продаж, являются гарантией будущего сбыта. Но увеличить объем продаж они не помогут;
- предпочитающие несколько брендов. За них идет борьба производителей, рекламодателей;
- лояльные к другим брендам. У них низкий сбытовой потенциал.
Таким образом, целевая аудитория является конкретным адресатом рекламного, маркетингового сообщения, мероприятия. Это совокупность лиц, на которых направляется воздействие.
Главный критерий включения в целевую аудиторию субъектов — их интерес к объекту (предмету) продвижения.
Получается, что целевые аудитории представлены физическими, юридическими лицами, от которых непосредственно зависят прибыли, инвестиции.
Сюда относятся: сотрудники компании, ее клиенты, акционеры, инвесторы, работники банков, партнеры, кредиторы.
А конкретные типы целевых аудиторий зависит от непосредственных целей проводимых маркетинговых мероприятий. При этом внешние и внутренние пиар-шаги должны усиливать друг друга.
Так, например, при благоприятной расположенности внешней общественности к предприятию, товару, услуге, бренду, сервису сотрудники данной компании (внутренняя аудитория) также начинают проявлять большую лояльность к своей организации
И наоборот, информация о благоприятном корпоративном имидже фирмы положительно сказывается на внешнем общественном мнении.