Современные бизнес-связи отражают сложный, целенаправленный процесс взаимной адаптации каждого субъекта экономической жизни к общим для них процессам.
Помимо конкуренции в рамках экономического пространства наблюдаются и партнерские отношения в бизнесе, позволяющие нескольким предпринимателям выгодно сосуществовать в одном занимаемом секторе.
В результате взаимовыгодного взаимодействия нескольких фирм образуется особая инфраструктура, качественно изменяющая бизнес-среду, расширяющая ее территориальные границы.
Современные партнерские отношения в бизнесе подразумевают взаимную ответственность, обоюдную честность, порядочность. Партнером является участник совместной деятельности, в том числе и предпринимательской.
Примечательно, что данное понятие уходит своими корнями в историю Франции, где так именовали партнера по карточным играм. Прежде чем именоваться таковым игрок должен был пройти предварительный жесткий отбор заслужить доверие и как человек, и как игрок.
Мир изменился, но игровые правила частично применимы сегодня и в бизнесе. Здесь также одни пытается обнаружить слабые места противника, другие блефуют, третьи ведут нечестную игру, а четвертые объединяют свои усилия, чтобы было легче вести и оборону, и наступление.
Стороной обычного гражданско-правого соглашения (договора, сделки, контракта) может быть любой субъект, именуемый контрагент. Но он не обязательно должен быть партнером по бизнесу.
Это могут быть просто текущие, разовые операции, ограничивающиеся условиями сделки. Партнерство же предполагает долгосрочное сотрудничество, и его параметры выходят за пределы письменных договоров.
Причины поиска партнера по бизнесу могут быть разными:
- недостаточность собственных средств;
- неуверенность в собственных силах;
- большой объем работы, с которой невозможно справится единоличными усилиями;
- стремление выйти из-под конкурентного гнета, опередить конкурентов;
- иные потребности.
Осознание конкретной необходимости (потребности) ведет к формированию интереса к отысканию партнера, обладающего определенными характеристиками.
Получается, что наличие неудовлетворенной потребности и точного представления о потенциальном партнере, способном удовлетворить данные потребности являются существенным условиями возникновения сотрудничества.
Причем, второй элемент этого условия (образ партнера) является более весомой, потому как от адекватности такого «представления» зависит конечный успех партнерства.
Формирующиеся партнерские отношения в бизнесе выступают не только важной составной частью предпринимательства, но и необходимым условием для некоторых договорных отношений между контрагентами.
Они предоставляют возможность обеим сторонам получить определенный уровень прибыли посредством обмена результатами деятельности по выгодной стоимости или на иных коммерчески приемлемых условиях.
В России партнерские отношения в бизнесе еще не достигли зарубежного уровня развития в сфере аналогичных связей.
Долгое время здесь существовали только разнообразные противоправные формы тайного сотрудничества: картели, синдикаты, которые заключали негласные соглашения об установлении единой ценовой политики в регионе, чем нарушали нормы антимонопольного законодательства.
Это не является партнерством в классическом его понимании, потому что подобное содружество открыто нарушает государственные нормы и права других предпринимателей.
Чтобы партнерские отношения в бизнесе были легальными, они не должны противоречить закону.