Очень часто в среде менеджеров встает вопрос: как мотивировать команду? Каждый менеджер понимает в глубине души, что разница между райскими кущами и адским трудом заключена, в том числе, и в наличии мотивации у команды.
Рассмотрим пример. В обычных школах у учителей отсутствует мотивация. Все они проводят свои занятия «на отстань». Лишь бы выполнить полагающуюся норму.
Однако, в большинстве своем, их не интересует, усвоили ли ученики предоставленный материал или нет. Кроме формальных обязательств, больше у них нет каких-либо контактов с обучающимися.
При малейших разногласиях преподаватели не пытаются наладить нормальный контакт с учениками, а используют силовые методы. Вызывают родителей, завучей, собирают педсовет, обращаются к директору. А все потому, что у учителей нет никакой мотивации вести себя по-другому.
Существует два основных подхода к мотивации. Можно воспользоваться советами бывалых менеджеров по поводу того, как мотивировать команду.
Здесь следует рассматривать главным образом зарубежную практику. Потому что отечественные менеджеры еще не достигли того уровня эффективности своей работы и во многом опираются именно на иностранный опыт. В любой деятельности существуют довольные и недовольные сотрудники.
- Первым фактором недовольства выступает чаще всего низкая зарплата.
- Вторым – отсутствие карьерного роста, условий для развития, самореализации, личностного роста.
- Третьим – наличие только карательных мер, штрафных санкций, дисциплинарных взысканий: кнута при отсутствии пряника.
- Четвертым — отсутствие сплоченности, корпоративного духа, нормальной трудовой атмосферы, дружеских взаимоотношений.
Все перечисленные факторы сильно влияют на настроение, а значит, и на рабочий настрой сотрудников.
Люди не будут работать усиленно задарма. Человек не может себя чувствовать полноценным членом трудового коллектива, если ему не дают возможности как-то развиваться, двигаться вперед, заниматься интересным, а не рутинным делом.
Постоянные взыскания, угрозы увольнения создают негативную, гнетущую атмосферу. В таких условиях могут работать рабы, но с свободные люди нуждаются в спокойном, позитивном рабочем пространстве.
При этом они хотят получать не только тычки за нерадивость, но и приятные поощрения за хорошую работу. И наконец, если коллектив напоминает яму со змеями различных пород и мастей, то работать такое общество слаженно никогда не будет.
В коллективе должны быть теплые отношения, присутствовать взаимопомощь, понимание, солидарность, взаимовыручка, поддержка, скрепленные общей идеей.
Если этого нет, то думать о продуктивной работе невозможно. Здесь каждый будет в лучшем случае тянуть одеяло на себя. А общее дело по большому счету при этом останется на месте.
Также на недовольство работников могут влиять:
- плохие отношения с руководством;
- трудовые условия, не соответствующие требованиям комфорта, безопасности;
- некачественное техническое, административное оборудование;
- неудовлетворительный менеджмент, плохая организационная политика.
А вот стимулирует сотрудников следующее:
- уважение компании к мастерству, профессионализму, квалификации;
- личное внимание руководства к хорошему рабочему результату;
- индивидуальная ответственность, в том числе руководящего состава;
- наличие возможностей улучшения корпоративных, трудовых, рабочих условий.
Иными словами, отвечая на вопрос, как мотивировать команду, следует знать, что простейший способ достичь этого: уменьшить число недовольных и повысить количество довольных.