Что такое мотивация персонала – это кнут и пряник?

Мотивация персонала - что за зверьНичто так не стимулирует человеческую активность, как прекрасный мотив. Именно поэтому западные менеджеры давно пришли к выводу о целесообразности правильной мотивации сотрудников.

Но что такое мотивация персонала в условиях развития рыночных и социальных отношений в странах СНГ?

Отвечая на вопрос, что такое мотивация персонала, следует исходить из трактовки самого понятия «мотивация».

Это совокупность внешних и внутренних движущих сил, способных побуждать человека к направленной на достижение конкретных целей деятельности.

Таким образом, мотивация персонала представляет собой комплекс методов побуждения сотрудников для эффективного выполнения ими своих должностных функций.

Некоторые работодатели зайдутся праведным гневом и зададутся вопросом, почему им необходимо знать, что такое мотивация персонала.

Разве это нужно,  чтобы их сотрудники выполняли обусловленные трудовым договором (контрактом) рабочие обязанности?

Ответ до банальности прост: работник обязан выполнять свои функции, но нигде не прописано, что должен он это делать максимально хорошо.

Вполне достаточно среднего показателя. А вот для того, чтобы персонал работал на отлично, необходимо как раз стимулировать (мотивировать) сотрудников.

Методы стимулирования:

  • сугубо материальные, воздействующие на желание получать больше денег (прибавки к жалованию, премиальные, проценты от выручки, продаж, заключенных контрактов);
  • материальные немонетарные, выражающиеся в поддержке сотрудников (помощь в выплате кредитов, оплате коммунальных услуг, найма жилья, учебы). При этом деньги не передаются на руки сотрудникам, а перечисляются безналично в соответствующие банковские, кредитные, финансовые учреждения;
  • психологические, основанные на личных амбициях сотрудников (карьерный рост, почетные звания, лидерство в коллективе, возможность стать бизнес-партнером, самовыражение, относительная свобода действий);
  • негативные, базирующиеся на всевозможных санкциях, взысканиях (штрафы, выговоры, вычеты, понижение в должности, увольнение);
  • духовные, в основе их лежат морально-нравственные, этические, культурные, эмоциональные принципы (корпоративный дух, идея, вдохновение, формирование у работников идеалистического восприятия своей работы и собственного места в нем, лояльность, фанатизм сотрудников);
  • социальные, гарантирующие работнику дополнительную защищенность связанную с работой (страховки, путевки, санатории, лечение, детский сад);
  • имущественные (ценные подарки, поощрительные награждения производимым товаром);
  • адаптированные к условиям жизни, возможностям (работа по силе, гибкий график, отсутствие командировок, неполный рабочий день, работа на дому);
  • дополнительный сервис на рабочем месте (кофемашины, кофейные автоматы, комната отдыха, релаксационные кресла).

Все эти способы мотивации основаны на различных человеческих потребностях.

Поэтому для определения конкретных видов мотивации, необходимо предварительно изучить всех своих сотрудников, определить наиболее значимые для них потребности, способные стать базой для стимулирования.

К сожалению, во многих отечественных компаниях не только не желают знать, что такое мотивация персонала, но и не пытаются понять полезности этого фактора.

Именно поэтому наши фирмы проигрывают в конкуренции зарубежным. Работодатели, руководители, менеджеры продолжают наивно полагать, что человек обязан работать на голом энтузиазме и за одну зарплату.

Но практика все больше приводит доводов в пользу эффективности мотивации персонала. В противном случае бизнес будет иметь средние показатели и никогда не выйдет на передовой уровень.

 

 

Комментировать