Термин «команда» относительно недавно стал модным в России. Тимбилдинг для Запада практически прошлое, а для стран СНГ — настоящее.
Поэтому мы сегодня рассматриваем такие категории, как проект и команда в тесной их взаимосвязи.
В пределах проектной деятельности под «командой» понимают организационную структуру проекта, создаваемую на срок осуществления всего проекта в целом или одной из его фаз (стадий).
В больших проектах выделяют не менее трех типов проектных команд (внутренних корпоративных сообществ).
Команда проекта является организационной структурой проекта с вовлечением всех лиц, выполняющих непосредственно проектные работы и представляющих интересы разных участников проекта. Задача руководства проектной команды — формирование политики, стратегии, тактики проекта для достижения намеченных целей.
Команда менеджмента проекта выступает проектной ячейкой. Включает менеджеров проекта, административно-управленческий штат.
Задача КУП — реализация управленческих функций, выполнение административных проектных работ в ходе его осуществления.
Команда проектного менеджмента — проектная структура, возглавляемая главным менеджером (управляющим) проекта, создаваемая на срок реализации проекта либо одного из его этапов. Часто в КПМ включают физических лиц, осуществляющих управленческие функции проекта, а также участвующих непосредственно в принятии решений.
Главная задача такой команды — внедрение в жизнь проектной политики, стратегии, воплощение стратегических решений, реализация ситуационного (тактического) менеджмента.
В небольших проектах чаще всего не возникает необходимости выделения разных типов команд. Поэтому там команда и проект находятся в обобщенном соответствии.
То есть, существует общая проектная команда.
В остальных же случаях, когда требуется определенное решение по поводу типа, функций, конкретных стадий проекта, целесообразней создание нескольких различных команд.
Так, на стадии разработки проектной концепции вполне можно обойтись без какой-либо формализации деятельности. А вот на этапе непосредственного выполнения, несомненно, лучше иметь четко распределенные задачи, работы, круг полномочий, прав, обязанностей, ответственности, управленческих функций и т. д.
Не во всех компаниях есть необходимый персонал для выполнения любых проектов. Если, конечно же, речь не идет об узкоспециализированных фирмах, деятельность которых направлена именно на выполнение каких-то проектных работ.
В этой ситуации в компании должен быть хороший HR-отдел, который не только набирает толковых сотрудников изначально, но и может осуществлять постоянную кадровую политику, расстановку сил внутри предприятия.
Здесь действует принцип отбора по компетентности в специфических (узкопрофильных) вопросах и способности работать в команде. Так как последнее очень важно, если вы хотите чтобы ваши команда и проект существовали как единый организм, а не нечто совершенно разрозненное.
В большинстве же случаев, команда для проекта может собираться извне, то есть из приглашенных сотрудников. Это может быть так называемая аренда персонала у других компаний или же аутсорсинг именно для проектных работ.
В последнем случае беспокоиться о формировании команды вообще не придется, потому что здесь передается полностью вся рабочая (проектная) функция.
Получается, проект и команда — вещи обязанные существованием друг другу.
Первое необходимо для грамотного выполнения второго. А последнее, зачастую, служит поводом для появления первого.