Споры, противоречие интересов в деловых отношениях неизбежны, а иногда и необходимы. Но можно ли, а главное – нужно ли руководить без конфликтов?
Категорически следует избегать лишь деструктивных конфликтов, которые препятствуют эффективному взаимодействию, принятию решений — это приводит к разрушению бизнес-ресурсов, вместо их оптимального использования.
Чтобы руководить без конфликтов (деструктивных), нужно научиться управлять в целенаправленном сотрудничестве с персоналом. Эффективный менеджмент должен обеспечить возможности для самореализации всех сотрудников.
Нужно направлять энергию каждого работника на получение определенных результатов, приносящих корпоративную пользу, на личностное и трудовое удовлетворение, а не разочарование, раздражение, интриги.
Современное управление — всегда творческий процесс, требующий постоянно новых идей, активности, готовности к модернизации, совершенствованию.
Одновременно каждая ошибка управления грозит большими финансовыми потерями, наносит кадровый ущерб. В итоге подчиненные не желают раскрывать свой потенциал, не хотят работать, в коллективе возникают стрессовые и конфликтные ситуации.
Одной из первостепеннейших задач менеджера является приведение соответствия способностей, квалификации сотрудников выполнимым ими функциям.
Если квалификации недостаточно — следует грамотно мотивировать работника, заинтересовать его в ее повышении.
Ну, а если квалификация уже переросла предъявляемые трудовые требования, нужно переместить его на иную должность, соответствующую его квалификации.
В противном случае проблемы неизбежны, ведь избыток знаний, их невостребованность порождают новые трудовые потребности, потерю лояльности персонала. В итоге это сказывается на выполнении текущих функций: появляется апатия, небрежность, раздражение, упрямство.
Избежать подобных провоцирующих конфликты явлений можно, делегируя (предоставляя) часть полномочий своим подчиненным, расширяя круг их задач, выделяя определенную толику самостоятельности в принятии профессиональных, должностных решений.
Хороший начальник должен знать, как сделать работу подчиненного, его требовательной, ответственной и одновременно интересной, как правильно мотивировать и стимулировать его на эффективную работу, максимальную отдачу.
Постоянные стрессовые ситуации на работе, большая трудовая нагрузка, ненормированный рабочий день, жесткий график могут выбить персонал из колеи и спровоцировать конфликты.
Экономия бизнесменов на персонале (многим известны схемы, когда один работник неофициально совмещает сразу несколько должностей) не только портят здоровье персонала, но и сказываются на их работоспособности и как следствие продуктивности всего предприятия.
Поэтому кадровая политика должна быть не максимально экономной, а разумной и рациональной.
Чтобы избежать серьезных конфликтов, следует придерживаться некоторых правил:
- взаимоуважения, признания друг друга;
- выслушивания говорящего, не перебивая;
- демонстрирования понимания трудовой роли сотрудника;
- выяснения мнения другой стороны относительно восприятия им конфликта, его чувств по этому поводу;
- четкого формулирования задач, предмета обсуждения;
- установление общей точки зрения, устранений разногласий, размолвок, двусмысленного, неоднозначного понимания вопроса;
- выяснение, определение точек, по которым мнение все-таки расходится;
- отыскание общего, устраивающего подавляющее большинство, решения.
Иными словами, чтобы руководить без конфликтов, нужно думать не только о себе, бизнесе, но и о людях.