Кому не приходилось сталкиваться в жизни с конфликтами, ссорами, проблемами? В современной жизни, наверное, никому. Поэтому многих интересует, как выйти из конфликтной ситуации с минимальными потерями?
Совсем без конфликтов люди, к сожалению, существовать так и не научились. Активная конфронтация (противостояние) выступает в своем роде средством озвучивания возникших ранее, но по каким-то причинам не высказанных, разногласий. Как и всякое негативное явление, конфликт легче профилактировать, чем разрешать его уже после возникновения.
Но как выйти из конфликтной ситуации, которая все-таки наступила? Многое, конечно, зависит здесь от глубины конфликта, от его масштабности.
Иногда достаточно простого извинения, а в других ситуациях необходимы кардинальные решения. Рассмотрим некоторые возможные способы разрешения
конфликта:
— приспособление является попыткой смягчить конфликтную ситуацию, сохранить имеющиеся взаимоотношения, уступая оказываемому давлению противника. Оно применимо к конфликтам в отношениях между подчиненным и начальником;
— уклонение выражается в нежелании участвовать в урегулировании конфликта, защищать личные интересы, в стремлении выйти из конфликтной ситуации;
— конфронтация заключается в ориентирование на достижение собственных целей без учета интересов других сторон. При этом отсутствуют возможности для принуждения. Такой способ, по сути, ничего не разрешает, но позволяет одной из сторон обозначить свои приоритеты;
— принуждение относится к управлению конфликтом посредством давления, применения власти, силы, чтобы заставить принять определенную точку зрения;
— сотрудничество определяется как: совместный поиск решения, отвечающего интересам всех сторон;
— компромисс — есть урегулирование конфликта с помощью взаимных уступок.
Но наиболее интересным способом здесь выступает управление конфликтом.
Спонтанно возникший конфликт можно при желании избежать. Если же избежать не удается, его надо встретить с достоинством: спокойно, без лишних эмоций.
Нужно стремиться разрешить его с максимальной пользой для всех конфликтующих сторон.
Только так конфликт может быть изничтожен на корню, в противном случае он всплывет вновь. Воспользуйтесь несколькими нехитрыми правилами.
1. Искать следует понимание, а не победу. Обсудите спокойно причины конфликта. Разберитесь, что привело к нему: ваше непонимание ситуации, действия другой стороны, что-то еще.
Не обвиняйте, не нападайте, предполагайте лучшее, пока не выясните точный смысл претензий оппонента. Задавайте при необходимости правильные, тактичные вопросы.
2. Отстаивайте собственную позицию без давления на партнера. Этим вы только показываете свою слабость в аргументах, но сам конфликт остается неразрешенным.
3. Следите за свое речью:
• употребляйте понятные слова, не оскорбляющие окружающих и вас самих;
• говорите без преувеличений, прямо, не юлите;
• не используйте обобщающие слова, не имеющие никакой смысловой нагрузки, говорите по существу;
• будьте правдивы, честны, открыты для разговора;
• молчание – золото в некоторых ситуациях, поэтому, чем сказать какую-то глупость, лучше промолчать;
• помните, что причина конфликта проблема, а не человек;
• решайте основные вопросы, не цепляйтесь к мелочам.
Зная, как выйти из конфликтной ситуации, человек не будет теряться при ее возникновении. Помните, что для эффективного разрешения любого конфликта необходимо выяснить и проанализировать все его стороны, а также попытаться устранить разногласия с пользой для всех.