Мотивация сотрудников является основной составляющей менеджмента персонала. Систему же корпоративного стимулирования определяют конкретные виды мотивации персонала.
Так, исходя из основных групп современных человеческих потребностей, различают следующие виды мотивации персонала:
- материальную, основанную на стремлении человека к достатку, лучшему уровню жизни;
- трудовую, порождающуюся непосредственно работой, ее условиями, содержанием, режимом труда, организацией рабочего процесса. Ее можно отнести к внутренней мотивации человека, потому что воздействие направлено на личное восприятие человеком своей работы, должностной функции как таковой и ее связи с функционированием компании в целом;
- статусную, являющая также движущей внутренней силой человеческого поведения, связанного со стремлением занять высокую должность, выполнять ответственную работу, быть задействованным в социально значимых, престижных подразделениях организации.
К тому же, некоторым людям свойственно стремление к лидерству, высокому неофициальному статусу, к признанию асом (супер специалистом), авторитетом.
В зависимости от применяемых способов различают такие виды мотивации персонала как:
- нормативная, побуждение к требуемому поведению благодаря идейно-психологическому воздействию: информированию, внушению, убеждению, психологическому «заражению», «программированию».
- принудительная, основывающаяся на использовании власти, угроз неудовлетворения потребностей сотрудников в случае невыполнения ими соответствующих требований;
- стимулирование, воздействующее не на человека, а на внешние обстоятельства посредством благ — стимулов, побуждающих к определенному поведению.
Два первых вида мотивации персонала прямые: предполагают непосредственное воздействие на работников, третий — косвенный (в основе лежит воздействие стимулов, внешних факторов).
Различают виды мотивации персонала по источникам возникновения мотивов:
- внутреннюю, проявляющуюся, когда человек формирует мотивы, решая задачу (стремление к достижению целей, познанию, завершению работы, борьбе).
- внешнюю: воздействие здесь происходит из вне (через оплату труда, правила поведения, приказы, распоряжения).
Под воздействием внутренней мотивации сотрудники работают спокойнее; добросовестнее выполняют свои функции, затрачивают меньше энергии, лучше понимают задания, хорошо овладевают знаниями.
Любое внутреннее побуждение выступает результатом сложного взаимодействия совокупности динамичных человеческих потребностей.
Поэтому руководитель (менеджер) для мотивации должен определить данные потребности, а также найти оптимальные способы их удовлетворения.
По направленности воздействия виды мотивации персонала разделяются на:
- положительную (материальное поощрение — персональные надбавки к окладам, премии, повышение авторитета сотрудника, коллективного доверия к нему, поручение важной работы);
- отрицательную (материальные взыскания — штрафные санкции, взыскания, снижение социального статуса в компании, психологическая изоляция сотрудника, понижение в должности, создание атмосферы нетерпимости).
Эффективное руководство должно быть основано на грамотном сочетании всех вышепредставленных видов мотивации персонала.
Использование только однонаправленного набора стимулов, мотивов может не принести должной продуктивности, потому что потребности разных работников различны и то, что максимально устраивает одних, может не удовлетворять других сотрудников.