Человек, перенявший основы знаний об успешности от своего учителя или желающий это сделать, именуется успешный ученик. Успешность не приходит сразу, но ей можно научиться у тех, кого она уже посетила.
Точно также можно обучиться навыкам успешности бизнеса, принципам эффективного его ведения.
Для обучения бизнесу существуют следующие методики:
- теоретические, лекционные курсы (аудио, видео, устные, письменные);
- теоретические, практические семинары (вебинары);
- тренинги, проводимые бизнес-тренерами;
- практика (самостоятельное обучение в процессе работы);
- наставничество (помощь опытных сотрудников в обучении новых специалистов по ходу работы);
- ситуационный подход, кейс-метод (разбор, анализ типовых ситуаций).
Старейшей областью применения этого метода является бизнес-образование. Кейс-метод содействует развитию умения решать проблему, учитывая конкретные условия, фактическую информацию.
Развивает квалификационные характеристики: аналитику, диагностику проблем, четкое формулирование, высказывание позиции, коммуникабельность, умение дискутировать, правильное восприятие и оценку информации, поступающей в вербальной/невербальной форме;
- деловые (ролевые, симуляционные) игры, заключающиеся в демонстрации моделей поведения в типовых бизнес-ситуациях.
Наиболее оригинальной методикой является использование карточной игры «Покер» в качестве симуляционной бизнес-игры.
Креативные западные бизнес-тренеры полагают, что эта игра обучает аналитическому мышлению, просчитывать риски, ходы соперников, трезво рассуждать, холодному расчету, а эти качества неоценимы для бизнеса;
- имитационные (симуляционные) модели, построенные на основе норм, правил реальной бизнес-деятельности;
- проектная работа, благодаря которой успешный ученик вживается в систему коллективной работы, направленной на решение реально существующей практической задачи.
Далее, проектируя развитие этой ситуации, анализируя ее данные, учащиеся получают возможность освоения способа выполнения соответствующих работ.
Форма организации обучающего проекта (группой) вынуждает его участников самостоятельно организовывать совместную деятельность, налаживать рабочие коммуникации, учиться действовать в команде.
Проектный подход наиболее эффективен при подготовке управленцев, обеспечивающих процессы реформирования, развития бизнеса;
- мастер-классы;
- полноценное обучение в бизнес-школах (комплексные методики);
- смешанные методики — использование эффективного воздействия нескольких способов обучения.
К принципам обучения успешности в бизнесе можно отнести:
- доступность (в восприятии и получении знаний);
- обучение должно проходить на основе реальных достижений, адаптированных к стране проживания успешного ученика;
- сочетание теоретических и практических навыков;
- использование передовых методик бизнес-образования;
- преподаватели должны иметь собственный бизнес-опыт;
- сознательность (человек должен осознавать, что он изучает и для чего он это делает);
- активность (обучение должно не только доходить до сознания, но и активно усваиваться мозгом);
- наглядность (лучше усваивается материал, представленный в картинках, схемах, графиках);
- систематичность, последовательность учебный материал не должен являть собой беспорядочный набор тезисов, все должно быть логично;
- прочность — закрепление материала, хорошее его усвоение.
Таким образом, успешный ученик может усвоить знания любыми представленными методами, но при наличии в обучающем процессе вышеперечисленных принципов.