Лето, сезон и рынок кваса в России

Квас на российском рынкеКвас – излюбленный традиционный напиток россиян. С такой точки зрения рынок кваса кажется особенно привлекательным. Но так ли здесь все радужно, как видится?

По прогнозам некоторых организаций, в частности компании IndexBox, рынок кваса  в России ожидает рост. Главным образом из-за постоянно возрастающего потребительского спроса. В последние несколько лет посредством активных усилий крупнейших игроков-производителей кваса на рынке  наблюдается постоянный рост спроса.

Немного отойдя от отголосков кризиса, российские производители начали постепенно восстанавливать свои докризисные объемы производства.

Способствовали такому восстановлению погодные условия: аномальная жара летом 2010 года, провоцировавшая небывалый спрос на прохладительные напитки.

И в частности на квас. Ведь в отличие от обычных газированных напитков его кисло-сладкий вкус позволяет лучше утолить жажду.

По информации маркетинговых исследований, проведенных специалистами исследовательских компаний, уже в 2011 году объемы российского производства снизились до 59,5 млн. л кваса. Что меньше на 17% аналогичных показателей 2010 года.

Такое снижение объяснимо умеренными условиями летнего периода 2011 года по сравнению с 2010 годом. А по сравнению с 2008 докризисным  годом, квасное производство 2011 года возросло на 34%.

В 2012 году производство кваса превысило показатели 2011 года примерно на 5%. Представленная статистика свидетельствует о востребованности кваса у потребителей.

Около 72% производимого российского кваса разливается благодаря мощностям трех крупнейших изготовителей. Доля ЗАО МПБК «ОЧАКОВО» в 2011 году составляла 34,3% совокупного производственного объема, ОАО «ДЕКА» — 27,9%, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» — 9,3%.

Преимущественно, рынок кваса занят отечественными производителями Доля же зарубежных производителей (импортной продукции) составляет лишь 0,2% общего объема. Это натуральное выражение величины. А стоимостное — составляет 1,4%.

Иностранным изготовителям квасной продукции препятствует в завоевании отечественного рынка высокая ввозная пошлина (15%), а также весомая разница в восприятии специфики продукта.

Напомним, что в большинстве зарубежных стран, в частности в Европе, квас считается алкогольной продукцией и приравнен к слабоалкогольному пиву.

Что касается экспорта, то в 2011 году за границу было транспортировано порядка 0,6% от общего количества произведенного за этот период кваса.

На региональном уровне огромную конкуренцию крупным производителям составляют местные пивоваренные заводы, на которых неизменно производится квас.

Кроме того, существуют во многих регионах частные пивоварни, выпускающие также и квас. Поэтому большое число потребителей в жаркий сезон предпочитает покупать свежеприготовленный квас местного производства.

В связи с этим говорить об однозначном доминировании крупных производителей на рынке кваса нельзя. Общая доля местного производства составляет 28,5%. Что является внушительным производственным объемом.

Крупные же производители не могут предложить покупателю «живой» квас, поэтому на их долю приходится только бутилированный продукт с консервантами. Ее следует правильно именовать квасной напиток, потому что с настоящим квасом она мало что имеет общего.

Несомненно одно: рынок кваса в России постоянно растет по производству и потреблению. Но в самый разгар сезона востребованности прохладительного напитка предпочтение в большинстве регионов отдается все-таки местной продукции.

Живой квас всегда остается вне конкуренции. А крупнейшие производители не могут предложить данную категорию кваса российскому потребителю. Во всяком случае, в регионах, находящихся далеко от заводов-производителей.

Комментировать