Потребители являются незаменимым главным звеном рыночных отношений. Смысл торговли в удовлетворении потребителя.
Одним из основных понятий, связанных с ними является формирование спроса на рынке, представляющее собой возникновение у потенциальных покупателей потребительского интереса к определенной продукции.
Потребительский спрос отражает, насколько тот или иной товар интересен покупателям. При этом у потребителей должно возникать желание приобрести его.
Такой спрос может формироваться самостоятельно, исходя из личных потребностей каждого человека, а может возникать искусственно, благодаря успешной маркетинговой политике производителей.
Формирующимся спросом называют спрос на малоизвестные и новые товары (услуги), складывающийся в зависимости от степени изучения людьми потребительских свойств этих товаров, их качеств, внешнего оформления, а также под влиянием мер, предпринимаемых посредниками и производителями для продвижения такого товара.
Существует спрос разных видов, например:
- Реальный;
- удовлетворенный (реализованный);
- неудовлетворенный;№
- эластичный;
- повседневный;
- эпизодический;
- периодический;
- устойчивый;
- импульсный;
- альтернативный;
- нерегулярный и т.д.
Каждый из них зависит от множества дополнительных критериев. Можно выделить некоторые факторы, под воздействием которых происходит формирование спроса на рынке:
- природно-климатический (географические, климатические показатели, и связанные с ними условия быта, традиции; сюда же можно отнести и сезонность);
- социальный (градация общества (классовость), уровень развития культуры, профессиональный состав населения);
- экономический (уровень доходов населения, степень развитости производства товаров, показатели розничных цен, их соотношение, степень обеспечения рынка конкретным товаром;
- политический (чрезвычайные ситуации, изменение политической обстановки).
Кроме того, на формирование спроса на рынке влияют и другие факторы:
- экономическая политика страны;
- динамика цен на товары-заменители;
- изменение размеров доходов населения;
- смена потребительских предпочтений.
В зависимости от вида ожидаемого интереса производители и посредники, могут использовать различные методы воздействия на формирование потребительского спроса или востребованности товара у покупателей.
Лица, заинтересованные в реализации товара, в обязательном порядке должны предварительно тщательно изучить рынок.