Уровень жизни являет собой индикатор удовлетворения человеческих потребностей в таких социально-экономических категориях как: материальные блага и услуги, а также бытовой, культурный сервис, обслуживание.
К материальным благам относятся: продукты питания, обувь, одежда, жилища, предметы быта, культуры.
К материальным услугам – услуги по созданию, реализации перечисленных вещей, их ремонту, починке, улучшению.
К бытовым услугам относятся в широком понимании: услуги коммунальные, транспорта, связи, медицинские, службы быта. Культурные оказывают учреждения образования, искусства, культуры.
Уровень жизни характеризует благосостояние народа, население конкретного государства, региона, муниципального образования и является элементом такого понятия как «образ жизни».
Его динамика, дифференциация определяются в значительной мере степенью развития производительных сил, структурой, объемом ресурсов, доходов государства, населения, использованием ВНП, производством, характером распределения доходов.
Таким образом, материальные блага и услуги включены в социально-экономические категории и являются неотъемлемой частью жизни любого современного человека. Что касается материальных услуг, то в достаточной степени они представлены только в развитых странах.
А теперь к вопросу влияния материальных благ и услуг на бизнес. Так как мы выяснили, что указанная категория происходит из человеческих естественных и социальных потребностей, то, следовательно, они определяют основную массу потребительского спроса.
Ведь главным образом люди нуждаются в удовлетворении их первоочередных потребностей. Все остальное — второстепенно. Это значит, что преобладающая доля спроса и, как следствие, бизнес-предложения касается именно представленных благ, услуг.
Кроме того, та часть материальных благ, которая появляется на свет только благодаря человеку, именуются производственной.
А значит, производство любой продукции (вещей материального мира) опосредовано потребностью общества, людей в материальных благах.
Также выделяют потребительские и инвестиционные материальные блага. Первые предназначены для удовлетворения личных, семейных нужд, а вторые — для производственных.
Еще различают общественные и частные материальные блага, дифференцируемые в зависимости от субъектов потребления.
Другой вопрос, что рынок материальных благ и услуг может быть перенасыщен, и на нем сложнее выживать из-за высокой конкуренции.
Поэтому начинания в этой бизнес-сфере всегда сопряжены с дополнительным риском: остаться не у дел из-за большого числа аналогичных предложений.
Именно поэтому в предпринимательстве в области материальных благ и услуг наиболее важен оригинальный, креативный подход, уникальные предложения – фишка, которая привлечет внимание покупателей, заинтересует их.
Это что касается этапа вливания в рыночный сегмент. В дальнейшем же необходимо расположить к себе потребителей, сформировать их лояльность, удержать их, создать собственную базу постоянной клиентуры.
Для этого необходима грамотная маркетинговая политика (специальные методы продвижения: акции, скидки, бонусы, дисконтные карты, накопительная система и многое другое).
Потребители порождают спрос на определенные материальные блага, услуги, а бизнес этот спрос удовлетворяет.
Подводим итог: материальные блага и услуги выступают главнейшим элементом социума, как частной жизни индивидов, так и общественной, неотъемлемой частью которой сегодня является и бизнес.