Одним из показателей эффективности коммерческих переговоров является успех делового общения, основанный на общепринятых правилах, деловых обычаях и социальных нормах.
Сегодня бизнес-среда стран СНГ стремится к созданию собственной корпоративной, предпринимательской культуры, этики общения, заимствуя недостающие элементы из уже сложившейся западной практики коммерции, деловых переговоров.
Отечественная бизнес-культура являются зарождающейся, но даже в наши дни серьезные предприниматели, бизнес-элита придерживаются определенных неписанных правил при ведении переговоров.
Лихие 90-е, переживавшие бум силовых, агрессивных методов ведения бизнеса, давно позади, и теперь все предприниматели нацелены на цивилизованное, конструктивное общение, основанное на традиционных правилах бизнес-игры.
Так в чем же конкретно заключается успех делового общения, благодаря чему он возможен?
В первую очередь деловые переговоры должны быть организованы таким образом, чтобы обе их стороны были заинтересованы в их проведении.
Если на начальном этапе деловое общение необходимо только одной стороне, то ее первой задачей является привлечение любыми способами внимания второй стороны.
В противном случае переговоры заранее обречены на провал. А это потерянное время, силы, энергия, задействованные напрасно человеческие ресурсы.
Для привлечения внимания собеседника существует несколько психологических приемов:
- «акцент на именах собеседников». Произнесение нашего имени вслух вызывает непроизвольную реакцию в виде концентрации внимания, поэтому если вы видите, что оппонент потерял интерес к беседе, обращайтесь к нему по имени и отчеству. Это возвратит его мысли к сути обсуждения:
- «зеркальное виденье». Часто собеседник во время переговоров обращает внимание на выражение лица говорящего, чтобы обнаружить там определенные эмоции.
Улыбка, отображение благожелательности, расположенности к оппоненту помогут создать позитивную атмосферу переговоров.
Это позволит собеседнику эмоционально расслабиться и почувствовать себя более комфортно;
- «золотые слова». Выражение искренних комплиментов деятельности фирмы собеседника, ее грамотному руководству, передовым способам ведения бизнеса.
Похвала нравится всем, даже тем, кто уверяет, что ее не любит. Вплетение в речь выступающего грамотно подведенных комплиментов обеспечит расположение собеседника;
- «терпеливый слушатель». Если роль слушателя досталась вам, например, при выяснении инцидента с клиентами, потребителями, то для эффективности беседы необходимо внимательно выслушать говорящего.
Не перебивайте, даже если этим вопросом должен заниматься другой работник, должностное лицо. Вы должны приложить максимум усилий для нахождения консенсуса в вопросе с недовольным клиентом.
И если вы его не выслушаете, прервете его речь и отправите в другой отдел, к уполномоченному должностному лицу, то потом у этого человека останется неприятный осадок от общения с вами, который наложит негативный отпечаток на цельное восприятие вашей организации.
Чтобы успех делового общения был однозначен, необходимо учитывать интересы другой стороны. Если ваша речь будет самовосхваляющим монологом, то не удивляйтесь отсутствию заинтересованности у оппонента.
Но самое главное в деловом общении — взаимоуважение. Не выказывайте своего неуважения, пренебрежения, безразличия к словам говорящего на деловых переговорах, при личной беседе, даже если вы занимаете высокую должность, имеете определенный весомый ранг в мире бизнеса.
Каждый член общества, будь то простой потребитель, начинающий предприниматель или известный бизнесмен заслуживает одинакового человеческого отношения, которое должно отражаться и в деловом общении с ними.