Коммуникации в деловом общении – нужное умение

Деловое общение и коммуникацииРедко какой вид предпринимательства возможен без общения с контрагентами, клиентами, партнерами, потребителями, сотрудниками, представителями общественности, государственных структур.

Поэтому весьма важны сегодня коммуникации в деловом общении.

Деловое общение являет собой сложный многоплановый процесс развивающихся контактов между людьми в бизнесе, на работе, в служебной сфере.

Его участники ориентированы на достижение определенных целей, конкретных задач. При этом они ограничены корпоративной этикой, бизнес-культурой, нормами делового поведения.

Иными словами, коммуникации в деловом общении, как совокупность речевых актов, действий, могут быть направлены на решение конкретных проблем, достижение необходимых результатов, на основе общих интересов, целей общающихся.

Виды и уровни коммуникации:

  • формальные, определяемые правилами, политикой, должностными инструкциями (по формальным каналам). Подвиды:
    • вертикальные (сведения передаются сверку вниз, или снизу вверх с уровня на уровень), подразделяются соответственно на:
    • восходящие и нисходящие;
    • горизонтальные, осуществляемые между одноуровневыми подразделениями. Предназначены для координации их деятельности;
  • внешние — между фирмой и средой (через рекламу с потребителями; посредством письменных актов с государственными органами; публичная информация);
  • неформальные, не следующие общим корпоративным правилам, осуществляемые по неформальным каналам, которые наличествуют в силу личных отношений, связей между сотрудниками. Канал распространения слухов;
  • межличностные, осуществляемые посредством передачи фактов, идей, намеков, восприятий, ощущений, эмоций, отношений от одного человека другому в целях получения в ответ желаемой реакции;
  • вербальные (словесные), невербальные (без слов).

Эффективные коммуникации в деловом общении способствуют достижению целей всех или отдельных участников общения.

Деловое общение также дифференцируется на:

  • письменное (деловая корреспонденция, документация),
  • устное (деловая речь).

Оно следует ряду общепринятых норм, правил, как речевого плана (речевого этикета), так и общеповеденческого (делового этикета).

Деловая коммуникация возникает всегда в определенном контексте и, соответственно, оказывается зависимой от него.

Конкретная ситуация, характер поставленных целей, количество участников, уровни взаимодействия, наделяют ее особенностями, которые позволяют выделить формы ее проявления. К таковым относятся:

  • деловое совещание,
  • деловая беседа,
  • презентация,
  • деловое публичное выступление.

Потенциально эффективной и наиболее благоприятной формой коммуникации в плане убеждения собеседника, получения его поддержки по существующему вопросу, конкретной проблеме, является диалогическая форма деловой беседы.

На пути построения эффективных коммуникаций часто возникают различные барьеры.

Зная о наличии возможных (потенциальных, наиболее распространенных) препятствий, управленцы должны стараться профилактировать их (предотвращать возникновение) или же и планировать, искать оптимальные пути их преодоления, обхода, удачного маневрирования.

Для организации налаженной коммуникационной сети в компании, отдельных подразделениях, звеньях следует правильно использовать коммуникационные ресурсы и формировать контакты.

Таким образом, коммуникации в деловом общении являются важным современным элементом бизнеса, без которых невозможны ни внутренние, ни внешние связи, необходимые для предпринимательства контакты.



2 комментария

  1. Валентина Коренная:

    Как вы считаете,использование смайлов служебной переписке способствует повышению эффективности письменной деловой коммуникации?

    • Анна Соколова:

      В деловой переписке смайлы считаются чрезмерным проявлением эмоциональности, хотя в разумных пределах стандартные смайлы в ограниченном количестве могут быть применены, но только не в случае, когда переписка только начинается или недолго продолжается. В большей степени смайлы — это признак дружеских отношений, которые обычно имеют более личных характер, нежели деловые.

Комментировать