Редко какой вид предпринимательства возможен без общения с контрагентами, клиентами, партнерами, потребителями, сотрудниками, представителями общественности, государственных структур.
Поэтому весьма важны сегодня коммуникации в деловом общении.
Деловое общение являет собой сложный многоплановый процесс развивающихся контактов между людьми в бизнесе, на работе, в служебной сфере.
Его участники ориентированы на достижение определенных целей, конкретных задач. При этом они ограничены корпоративной этикой, бизнес-культурой, нормами делового поведения.
Иными словами, коммуникации в деловом общении, как совокупность речевых актов, действий, могут быть направлены на решение конкретных проблем, достижение необходимых результатов, на основе общих интересов, целей общающихся.
Виды и уровни коммуникации:
- формальные, определяемые правилами, политикой, должностными инструкциями (по формальным каналам). Подвиды:
- вертикальные (сведения передаются сверку вниз, или снизу вверх с уровня на уровень), подразделяются соответственно на:
- восходящие и нисходящие;
- горизонтальные, осуществляемые между одноуровневыми подразделениями. Предназначены для координации их деятельности;
- внешние — между фирмой и средой (через рекламу с потребителями; посредством письменных актов с государственными органами; публичная информация);
- неформальные, не следующие общим корпоративным правилам, осуществляемые по неформальным каналам, которые наличествуют в силу личных отношений, связей между сотрудниками. Канал распространения слухов;
- межличностные, осуществляемые посредством передачи фактов, идей, намеков, восприятий, ощущений, эмоций, отношений от одного человека другому в целях получения в ответ желаемой реакции;
- вербальные (словесные), невербальные (без слов).
Эффективные коммуникации в деловом общении способствуют достижению целей всех или отдельных участников общения.
Деловое общение также дифференцируется на:
- письменное (деловая корреспонденция, документация),
- устное (деловая речь).
Оно следует ряду общепринятых норм, правил, как речевого плана (речевого этикета), так и общеповеденческого (делового этикета).
Деловая коммуникация возникает всегда в определенном контексте и, соответственно, оказывается зависимой от него.
Конкретная ситуация, характер поставленных целей, количество участников, уровни взаимодействия, наделяют ее особенностями, которые позволяют выделить формы ее проявления. К таковым относятся:
- деловое совещание,
- деловая беседа,
- презентация,
- деловое публичное выступление.
Потенциально эффективной и наиболее благоприятной формой коммуникации в плане убеждения собеседника, получения его поддержки по существующему вопросу, конкретной проблеме, является диалогическая форма деловой беседы.
На пути построения эффективных коммуникаций часто возникают различные барьеры.
Зная о наличии возможных (потенциальных, наиболее распространенных) препятствий, управленцы должны стараться профилактировать их (предотвращать возникновение) или же и планировать, искать оптимальные пути их преодоления, обхода, удачного маневрирования.
Для организации налаженной коммуникационной сети в компании, отдельных подразделениях, звеньях следует правильно использовать коммуникационные ресурсы и формировать контакты.
Таким образом, коммуникации в деловом общении являются важным современным элементом бизнеса, без которых невозможны ни внутренние, ни внешние связи, необходимые для предпринимательства контакты.
Как вы считаете,использование смайлов служебной переписке способствует повышению эффективности письменной деловой коммуникации?
В деловой переписке смайлы считаются чрезмерным проявлением эмоциональности, хотя в разумных пределах стандартные смайлы в ограниченном количестве могут быть применены, но только не в случае, когда переписка только начинается или недолго продолжается. В большей степени смайлы — это признак дружеских отношений, которые обычно имеют более личных характер, нежели деловые.