Американские нейрофизиологи посвятили достаточно много времени исследованиям мозга геймеров и сделали удивительный вывод: специально разработанные развивающие компьютерные игры сильно уступают аркадам и “стрелялкам” по стимулирующему воздействию на мозг и нервную систему.
Какие они, настоящие развивающие компьютерные игры
Ученые Шон Грин из в Висконсинского университета в Мэдисоне и калифорнийского университета в Риверсайде Аарой Зайтц провели исследования и проанализировали, как разные жанры компьютерных игр воздействовали на психику и познавательные способности игроков, чтобы выделить действительно развивающие компьютерные игры среди самых популярных.
В экспериментах подверглись испытаниям молодые люди, которым предлагали несколько популярных игр:
- шутеры, Wolfenstein и GTA;
- стратегии с экономической направленностью, подобные Sims;
- «песочница» Minecraft;
- аркады Angry Birds и Candy Crush;
- специальные приложения, разработанные специально для развития мозга.
Исследования выявили, что ни карточные игры, ни мини-игры, ни “песочницы” не содержат никаких деталей, которые способствовали бы развитию познавательных способностей, таких как воображение, память и внимание, представления информации и логическое мышление, способность к принятию решений. Они не оказывают позитивного стимулирующего воздействия на мозг, в отличие от “стрелялок”, аркад и специально разработанных развивающих игр.
В чем развивающее действие игр
Игры из категорий шутеров-стрелялок воздействуют на мозг так, что повышается внимание к деталям, ускоряется обработка информации и ряд когнитивных функций. В их числе развивается отвлеченно-умозрительное зрение и воображение. Ученые исследователи отметили, что игры на сообразительность содержат гораздо меньшее число таких свойств.
Шон Грин — нейрофизиолог, по его мнению, эволюция современных компьютерных и видеоигр превратила их в очень сложные объекты, принципы, которых считаются фундаментальными для позитивного изменения поведения человека, увеличивая пластичность мозга и улучшение способностей к обучению в целом. По своей природе, игры — проактивная форма обучения, и обычно работают эффективнее, чем пассивные методы приобретения знаний.
Отрицательные стороны использования развивающих компьютерных игр
Исследователи напоминают о том, что как обычные, так и развивающие компьютерные игры обладают также и отрицательным воздействием. Кроме обычного негативного воздействия на глаза и осанку, снижения тонуса мышц, вследствие увеличения времени пребывания за компьютером у этого влияния есть и другие аспекты. Многие родители считают, что игры учавствуют в развитии дефицита внимания, снижают интерес к процессу обычного обучения в классах, могут способствовать тому, что дети становятся социально изолированными, одинокими, появляется вероятность возникновения состояния депрессии, а также некоторых других негативных эффектов социального-психологического характера.