Известно достаточно много разнообразных моделей менеджмента в современных научно-практических познаниях об управлении. На них основана стратегия руководства, выбранная предприятием для успешных решений его задач.
Начнем с того, что такое корпоративная стратегия в общем смысле. Стратегией выступает интегрированная модель действий, которые предназначены для достижения конкретной рабочей цели.
Содержанием для стратегии служит определенный набор правил для оптимального принятия решений, используемых для выявления основных направлений бизнес-деятельности.
Но не все из решений, касающихся систем, методов управления, относимы к стратегическим. Конкретные назначения менеджмента среднего звена, установление численности аппарата руководства, должностных окладов, являются важными факторами.
В то же время они могут корректироваться или отменены без особых ресурсных затрат и, как следствие, к стратегическим не относятся.
Значимыми же являются следующие варианты стратегических решений:
- выбор характера менеджмента;
- определение управленческой, организационной структур;
- выявление механизма принятия корпоративных решений.
Начнем с выбора типа менеджмента. Под ним понимается общая характеристика руководства при учете его близости к таким полярным случаям как стратегическое или оперативное управление.
Стратегический менеджмент или стратегия руководства основаны на представлении о компании как об относительно обособленной и стабильной системе, обобщающей в экономическом пространстве, во времени различные формы усилий, ресурсов.
Стратегическое управление основано на попытках менеджеров проникнуть за пределы управляемых процессов. Таким образом они пытаются предвидеть факторы, результаты, предотвратить неблагоприятные последствия, события.
Исходя из условий экономической безопасности, стратегия руководства акцентирует внимание на культивировании «здоровых» корпоративных аспектов, внутреннюю устойчивость, способность к бизнес-регенерации (самовосстановлению) при нежелательном воздействии внешней агрессивной среды.
Оперативный же менеджмент основан на создании, поддержании высокой управляемости, мобильности, реактивности подвластных процессов, корпоративных объектов.
А также на немедленном вмешательстве менеджеров в ход корпоративной работы, мгновенной реакции управляемой аудитории.
Здесь взращивается быстрота, гибкость реакций, трансформируемость элементарных производственных, бизнес-процессов, несамостоятельность управляемых сегментов.
Тактический тип управления занимает промежуточное звено между выше представленными типами управления.
Он одновременно ориентирован на краткосрочную реакцию на изменения во внутренней, внешней корпоративной среде и на упреждающие меры, не рассчитанные, на длительный период.
Тактическое руководство не возвышает корпоративную стратегию. Но при этом и не отказывается от применения сведений о стратегиях своих контрагентов.
Важным этапом выступает также реализация стратегии руководства, осуществляемая через разработку бюджетов, программ, процедур, рассматриваемых как среднесрочные, краткосрочные планы воплощения пунктов стратегии.
Здесь каждый управленческий уровень решает собственные задачи, осуществляет закрепляемые за ним функции.
Оценивается стратегия руководства всегда по результатам реализации и посредством систем обратной связи. В ходе осуществления контроля корпоративной деятельности, следует проводить корректировку допущенных недочетов.