Виды систем менеджмента в разных процессах бизнеса

Системы менеджмента и их видыКатегория «менеджмент» достаточно быстро вошла в современный бизнес-лексикон, став аналогом понятия «управление».

Но не все знают, что существуют конкретные виды систем менеджмента, которые давно используются в западной экономической практике, но для стран СНГ во многом являются новшеством.

Системы менеджмента широко используются применительно к разным процессам бизнеса в условиях рыночной экономики.

Современные виды систем менеджмента являются специальными областями управленческой деятельности, связанными с решением конкретных задач руководства предприятием, бизнесом.

Существуют следующие основные виды систем менеджмента:

  • общий (генеральный) — управление деятельностью компании в целом, ее самостоятельных звеньев, подразделений;
  • функциональный (специальный) – руководство определенными сферами деятельности компании, ее звеньев (менеджмент маркетинга, инноваций, персонала).

В каждой фирме общий, функциональный менеджмент существуют в комплексе, составляя целостную систему управления. Их отношение, сочетание определяет тип формальной структуры организации.

Существующие виды систем менеджмента определяются также объектами управления организации:

  • административный – разработка, принятие управленческих решений, распределение задач, поручений между исполнителями, контроль их выполнения;
  • производственный – организация, управление поставками материальных ресурсов, производством, его подготовкой для соблюдения установленной технологии, требований качества продукции;
  • инновационный (НТ) – организация, управление исследованиями, освоением, разработкой, распределением нововведений согласно с перспективными, стратегическими целями, НТ-потенциалом фирмы, результатами маркетинговых исследований;
  • экологический — организация недопущения, предупреждения, установления последствий вредного воздействия производства на природу, окружающую среду;
  • морально-этический (менеджмент персонала) — организация подбора, расстановки, обучения, оценки, стимулирования, мотивации персонала, создание благоприятного корпоративного климата;
  • креативный (творческий) — стремление реализации опыта, знаний, идей, посредством организации научно-исследовательских, креативных, опытно-конструкторских;
  • инвестиционный — выявление наиболее приоритетных направлений капиталовложений, покупки прибыльной собственности, получения иных выгод путем финансовых расчетов эффективности, продуктивности проектов.
  • антикризисный — выявление основных причин кризисных ситуаций в бизнес-процессах, определяемых этими причинами рисков, возможностей устранения, минимизации их воздействия для восстановления высоких производственных темпов, развития посредством:
  1. анализа деятельности структурных подразделений;
  2. внедрения новых технологий;
  3. обновления основного капитала компании.

По содержанию различают также виды систем менеджмента:

  • нормативный — предусматривает разработку, реализацию бизнес- концепции компании, миссию ее предпринимательства, определение позиции фирмы в конкурсной нише рынка, формирование общих стратегических намерений;
  • стратегический — предполагает обоснование, выбор перспективных целей, путей развития предприятия, повышения конкурентоспособности, долгосрочное планирование, разработка целевых программ. А также выработку набора стратегий, распределение их во времени, в пространстве, формирование потенциала успеха компании, обеспечение стратегического контроля их реализации;
  • оперативный — предусматривает разработку оперативных, тактических мер, направленных на реализацию принятых стратегий развития фирмы.

Каждый из представленных видов систем менеджмента преследует определенные цели и необходим при наличии соответствующих целей у компании.

Комментировать