Категория «менеджмент» достаточно быстро вошла в современный бизнес-лексикон, став аналогом понятия «управление».
Но не все знают, что существуют конкретные виды систем менеджмента, которые давно используются в западной экономической практике, но для стран СНГ во многом являются новшеством.
Системы менеджмента широко используются применительно к разным процессам бизнеса в условиях рыночной экономики.
Современные виды систем менеджмента являются специальными областями управленческой деятельности, связанными с решением конкретных задач руководства предприятием, бизнесом.
Существуют следующие основные виды систем менеджмента:
- общий (генеральный) — управление деятельностью компании в целом, ее самостоятельных звеньев, подразделений;
- функциональный (специальный) – руководство определенными сферами деятельности компании, ее звеньев (менеджмент маркетинга, инноваций, персонала).
В каждой фирме общий, функциональный менеджмент существуют в комплексе, составляя целостную систему управления. Их отношение, сочетание определяет тип формальной структуры организации.
Существующие виды систем менеджмента определяются также объектами управления организации:
- административный – разработка, принятие управленческих решений, распределение задач, поручений между исполнителями, контроль их выполнения;
- производственный – организация, управление поставками материальных ресурсов, производством, его подготовкой для соблюдения установленной технологии, требований качества продукции;
- инновационный (НТ) – организация, управление исследованиями, освоением, разработкой, распределением нововведений согласно с перспективными, стратегическими целями, НТ-потенциалом фирмы, результатами маркетинговых исследований;
- экологический — организация недопущения, предупреждения, установления последствий вредного воздействия производства на природу, окружающую среду;
- морально-этический (менеджмент персонала) — организация подбора, расстановки, обучения, оценки, стимулирования, мотивации персонала, создание благоприятного корпоративного климата;
- креативный (творческий) — стремление реализации опыта, знаний, идей, посредством организации научно-исследовательских, креативных, опытно-конструкторских;
- инвестиционный — выявление наиболее приоритетных направлений капиталовложений, покупки прибыльной собственности, получения иных выгод путем финансовых расчетов эффективности, продуктивности проектов.
- антикризисный — выявление основных причин кризисных ситуаций в бизнес-процессах, определяемых этими причинами рисков, возможностей устранения, минимизации их воздействия для восстановления высоких производственных темпов, развития посредством:
- анализа деятельности структурных подразделений;
- внедрения новых технологий;
- обновления основного капитала компании.
По содержанию различают также виды систем менеджмента:
- нормативный — предусматривает разработку, реализацию бизнес- концепции компании, миссию ее предпринимательства, определение позиции фирмы в конкурсной нише рынка, формирование общих стратегических намерений;
- стратегический — предполагает обоснование, выбор перспективных целей, путей развития предприятия, повышения конкурентоспособности, долгосрочное планирование, разработка целевых программ. А также выработку набора стратегий, распределение их во времени, в пространстве, формирование потенциала успеха компании, обеспечение стратегического контроля их реализации;
- оперативный — предусматривает разработку оперативных, тактических мер, направленных на реализацию принятых стратегий развития фирмы.
Каждый из представленных видов систем менеджмента преследует определенные цели и необходим при наличии соответствующих целей у компании.