Одним из изменчивых факторов экономики является поведение покупателей, которые, по сути, относятся к главнейшему носителю спроса на продукцию.
Именно потребители (покупатели) формируют также в итоге прибыль большого сектора бизнеса.
Но что представляет собой поведение покупателей на самом деле, и каковы его мотивы?
Изначально поведение покупателей основывается на потребительских ежедневных нуждах. Иными словами, люди ищут то, что им необходимо: еда, одежда, услуги, развлечения.
Поэтому большое значение имеют здесь личные потребности людей, как каждого человека в отдельности, так и социальных групп: семей, профессиональных коллективов, объединений, организаций.
На втором месте находится психологическая зависимость многих людей от влияний моды, тенденций, массовости, популяризации явлений. Для таких потребителей большое значение имеют бренды, разрекламированность (раскрученность) товара, известность, популярность марки.
Если какая-то вещь есть у многих, то покупатели с такой психологической зависимостью не могут оставаться в стороне. Они чувствуют себя некомфортно, неполноценно без этой вещи. И рано или поздно все равно ее покупают.
Имеется у некоторых потребителей и зависимость от покупок. Одни используют шопинг, чтобы снять стресс, психологический дискомфорт. Покупки всегда поднимают настроение, поэтому многие женщины пользуются такой психологической терапией.
Но есть и крайняя форма проявления такой зависимости, именуется она нынче шопоголизм и обозначает неконтролируемое желание покупать все подряд, пока не закончатся деньги.
Конечно, немаловажную роль в стимулировании потребительского поведения имеет реклама и маркетинговые стратегии компаний, предпринимателей. Так, заинтересовавшись рекламируемой новинкой, человек может впоследствии приобрести ее, увидев в магазине.
А вот всевозможные скидки и другие материальные выгоды на потребителя всегда действуют одинаково безотказно.
Приобрести товар с большой скидкой не хочет, наверное, только тот, кто не знает об этих скидках, а все остальные готовы бежать за ними из другого конца города и приобрести потом пять пар новой однотипной обуви к уже десяти имеющимся купленным накануне.
Наличие бонусов, накопительных карт со скидками, подарки, акции тоже оказывают неоценимую роль, мотивируя покупателей активно действовать, а именно: покупать.
Поэтому главным стимулом поведения покупателей была, есть и будет – материальная выгода.