Любая компания в современной экономике должна строить свою коммерческую деятельность на основе планирования. Оно должно охватывать все сферы деятельности компании, включая маркетинговую.
Кроме того, выделяют определенные этапы планирования маркетинга, каждый из которых должен предусматривать конкретные стратегические шаги предприятия.
Под планированием маркетинга понимают логическую последовательность отдельных видов деятельности, процедур по постановке маркетинговых целей.
Выбор маркетинговых стратегий, разработка мероприятий по их достижению за конкретный период, исходя из предположений о вероятных будущих условиях реализации – это тоже деятельность по разработке разнообразных видов маркетинговых планов.
Для различных функциональных направлений акценты планирования могут различаться. Так, для маркетинга свойственно смещение в сферу стратегического управления.
Обычно предприятия составляют годовые, стратегические, долгосрочные планы.
В ходе планирования маркетинговой деятельности соблюдается определенная последовательность: этапы планирования маркетинга:
- Стратегическое планирование (осуществляется высшим менеджментом компании). Заключается в определении целей развития предприятия (или его функционального направления деятельности) в конкретизации основных направлений, в соответствии с которыми должно происходить это развитие.
- Тактическое планирование (производится средним звеном управленцев при участии руководства фирмы). Заключено в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения, позволяющих компании двигаться в заданных (выбранных) стратегических направлениях.
- Оперативное планирование (разрабатывается конкретными исполнителями под контролем менеджеров среднего уровня). Характеризуется определением конкретных исполнителей, шагов (способов, методов), способствующих реализации мероприятий, утверждаемых в тактическом плане.
В свою очередь, стратегический план маркетинга включает следующие разделы:
— исследования, разработка новых продуктов;
- продуктовый план (наименование, объемы, сроки выпуска существующей продукции);
- план рекламной работы, содействия продажам;
- план повышения эффективности сбыта;
- ценовой план;
- план каналов распределения, сбыта, товародвижения;
- организационный план маркетинга в рамках предприятия;
- план предстоящих маркетинговых исследований.
Этапами стратегического планирования являются:
- программа деятельности;
- задачи, цели фирмы;
- оценка производства, возможностей компании;
- стратегия роста.
Оперативный маркетинговый план является письменным документом, включающим в себя следующие разделы:
- изложение текущей маркетинговой ситуации,
- сводка контрольных показателей,
- перечень возможных осложнений, рисков,
- стратегии маркетинга,
- перечень задач, проблем,
- программы действий,
- бюджеты,
- порядок контроля исполнения намеченного.
Выбор диапазона планирования при разработке конкретных маркетинговых планов определяется особенностями деятельности предприятия, корпоративными традициями, предпочтениями руководителей.
Большое число фирм разрабатывает только годовой план либо годовой план совместно с краткими указаниями на последующие годы.
Гораздо меньшее количество предприятий разрабатывает маркетинговый план на срок, свыше одного года (как правило, от 3 лет), а также годовой маркетинговый дополненный долгосрочными отраслевыми планами (налоговым, производственным, организационным).
Маркетинговые планы сроком менее одного года разрабатывают обычно коммерческие организации, испытывающие сезонные колебания объемов продаж. В любом случае, перечисленные этапы планирования маркетинга должна проходить каждая из этих компаний.