Одним из основополагающих факторов функционирования бизнеса является концепция деятельности предприятия.
В общем смысле это система взглядов, идей, способов представления об организационных процессах, предпринимательской деятельности конкретной организации.
Можно сказать, что концепция деятельности предприятия – это идеология деятельности компании, предпринимателя, философия предпринимательства, бизнеса, направленность действий.
В таком контексте концепция деятельности предприятия представляет собой замысел (проект) организационной, коммерческой, предпринимательской деятельности, основанный на эффективной стратегии, конкретной руководящей идее в целях достижения результатов, определяемых бизнес-планом предприятия.
Выделяют следующие основные типы концепции деятельности предприятия.
Концепция совершенствования производства, основанная на повышении производительности, снижении издержек. Она относится к периоду индустриализации 20-40-х гг. Ориентирована на крупные предприятия, построение системы единого финансового контроля, логистики.
Концепция совершенствования товара, заключающаяся в повышении качества продукции. Появилась, когда интенсивные технологии вытеснились ориентированными на качество готовой продукции технологиями.
Концепция совершенствования сбыта, базирующаяся на расширении рынков сбыта, рекламы продукции. Относится к эпохе становления, развития маркетинга, когда компании переориентировались на клиентов. А внимание руководителей предприятия сконцентрировано на рынках сбыта продукции.
Цель концепции удовлетворения потребности – поиск товара, при обеспечении роста уровня удовлетворения потребительских нужд. Появилась она в 80-90-х гг.
Предприятия стали ориентироваться на прогнозирование экономических изменений, стратегическое планирование.
Разумность, эффективность любой из представленных концепций зависят от конкретных условий применения.
Разработанная концепция деятельности предприятия ориентирует его на повышение эффективности, продуктивности, результативности бизнеса.
Наибольшим вниманием пользуются сегодня комплексные концепции, ориентированные как на общее качество деятельности, так и на развитие персонала. Они затрагивают все аспекты деятельности предприятия, охватывают всю систему создания продукции, ее выпуска, реализации.
При разработке концепции деятельности предприятия необходимо определить общие направления развития, касающиеся, прежде всего:
- профиля предприятия, производимой продукции;
- рынков сбыта, покупательских групп, каналов движения этой продукции.
Рекомендации по разработке концепции деятельности предприятия:
- нужно проверять, соответствуют ли направление деятельности предприятия изменившимся рыночным условиям (сбыта, ресурсов);
- сконцентрируйте усилия там, где ваше предприятие будет иметь конкурентные устойчивые преимущества:
- определяя общую стратегическую цель, избегайте слишком широких и слишком узких формулировок. Выберите оптимальный вариант;
- учитывайте внешние ограничения, препятствия уже существующие и способные возникнуть в будущем. Продумайте способы их обхода.
Итак, концепция деятельности предприятия – это стратегический план функционирования, дальнейших действий организации в целом, ее подразделений, руководителя, персонала.
Это одновременно и общая идеология компании, и детальная инструкция (руководство к действию) для каждого работника. Концепция деятельности должна соответствовать рыночным, научным тенденциям.