Толковый управленец должен верно и своевременно распределять обязанности, не выполняя самостоятельно всю работу. Конечно, делегировать функции, может быть, и не совсем легко, как кажется.
Но это все же лучше, чем нести всю ношу одному.
Многие руководители знают, что делегировать обязанности необходимо, но далеко не все умеют делать это правильно.
За нежеланием делегировать свои полномочия часто скрывается страх брать ответственность за чужую работу. Поэтому людям кажется, что проще и лучше все выполнить самому, чем перекладывать это на чужие плечи, а потом отвечать за это собственной головой.
Также некоторые управленцы не желают делиться приобретенными самостоятельно знаниями с кем-либо, обучая других при передаче части своих функций. Так утверждают психологи.
Кроме того, часто возникает путаница в понятиях. Многие думают, что передача полномочий предполагает только возложение дополнительной чужой ответственности.
Но это понятие также включает права, а не только обязанности. Поэтому не бойтесь, что кто-то затаит на вас злобу из-за того, что вы решили делегировать функции.
Существует простая четырехступенчатая техника передачи полномочий: определить их, выбрать, кому конкретно можно их и собственно передать, поставив перед новым исполнителем задачу, а впоследствии лишь контролировать ее выполнение. Так поступают многие руководители (включая менеджеров высших звеньев).
С начальными и заключительными этапами все, вроде бы, ясно. А вот второй пункт требует определенных умений.
Ключевой момент делегирования функций — выбор подходящего исполнителя. Одним людям нельзя поручать скрупулезную, монотонную, работу, поэтому они однозначно с ней не справятся.
Другим же доверять не стоит коммуникативные функции. К примеру, переговоры с партнерами, клиентами, из-за их дефицита навыков делового общения.
Распределяя обязанности, следует исходить из способностей, амбиций персонала. Если исполнители выбраны правильно, то и проблем с делегированием им полномочий не будет.
К сожалению, не всегда “идеальный исполнитель” соглашается взять на себя дополнительные функции и вытекающие их них обязательства.
Но всегда можно найти индивидуальный подход к любой личности. главное — знать, на какие именно клавиши нужно нажимать.
Для одних прекрасным стимулом станет материальная выгода, для других — карьерный рост, для третьих — статус в коллективе, для четвертых — доверительные отношения с начальством. У каждого свои потребности и ценности.
При этом, все сотрудники должны быть уверены, что занимаются важным делом. В этом случае выполнять любые обязанности они будут со всей отдачей.
Если работнику вменяется выполнение новых обязанностей, он автоматически должен получать расширение своих полномочий, а также какую-то выгоду от этого.
В идеале, при увеличении рабочей нагрузки сотрудникам должна полагаться и материальная прибавка. Если же условия трудового найма этого не предполагают, то можно воспользоваться моральным поощрением.
Например, повесить их фото на доске почета, присвоить звание лучшего работника месяца и т. п.
Конечно, проще всего делегировать функции, банально нагрузив их на плечи рядового подчиненного. Ведь первое правило работы: шеф всегда прав, а если вы не согласны — смотрите пункт один.
Но это весьма грубый и нецивилизованный подход к сотрудникам. Так вы уважения и уж тем более их самоотдачи никогда не добьетесь.
Чаще всего такое варварство наблюдается в государственных, муниципальных учреждениях. Босс сказал — персонал молча шуршит.
И при этом в большинстве случаев вообще не идет и речи о каких-то выгодах для рядовых исполнителей. Конечно же, это весьма несправедливо и в коммерческих предприятиях может вызвать массу недовольства и трудовых конфликтов.