Обучение персонала требуется на всех стадиях развития компаний. Так как оно решает проблематику оперативного переобучения новым специальностям, обходящимся фирмам дешевле, чем поиск, переманивание ценных кадров других организаций.
В последнее время в этом направлении популярны разнообразные тренинги для специалистов.
Кроме того, дополнительное образование обеспечивает необходимое соответствие специалистов постоянно изменяющимся требованиям экономики, рынка. Немаловажную роль обучение играет также в мотивации сотрудников.
Руководители российских фирм в последнее время стали бережней относиться к своим работникам, понимая, что корпоративный успех зависит напрямую от кадров.
В зависимости от целей обучения выделяют следующие виды тренингов для специалистов.
Базовый формат — обучающая, развивающая лекция (либо цикл лекций). Актуальна, если можно пригласить известных профессионалов, компетентных людей, интересных аудитории.
Допустимо и простая раздача лекционного материала на бумажных носителях с последующей контрольной проверки знаний.
Следующая ступень — совмещенные с семинарами лекции. Новая информация сначала зачитывается лекцией, а потом обсуждается дискуссионно.
Но наиболее эффективным способом обучения является тренинг для специалистов. Главное отличие — практическая активность лиц, участвующих в обучении.
Здесь основное — ориентированность на получение рабочих навыков, а не на теоретические знания. Тренинг состоит из моделирующих реальные ситуации специальных упражнений и позволяет слушателям обсудить эффективные приемы, попробовать их в рамках деловой игры.
Также часто тут используются методы ролевых упражнений, выполнения методических заданий.
Существует также классификация тренингов в соответствии с целями обучения. Это могут быть:
- занятия по самоорганизации,
- обучение организационной работе в коллективе,
- подготовка к командной, корпоративной работе,
- обучение правильной ориентации на клиента.
Существующие тренинги для специалистов по самоорганизации направлены в основном на развитие улучшающих деятельность работников способностей.
В пределах таких программ людей обучают продуктивно распоряжаться рабочим временем, расставлять правильно приоритеты, оперативно принимать решения.
Тренинги по командной работе обучают сотрудников координировать собственную деятельность с действиями коллег. Основной упор — обучение принципам построения командной работы, продуктивному коллективному взаимодействию, позитивному восприятию администрации.
Тренинги по организационным мероприятиям сотрудников в коллективе предназначаются для топ-менеджеров. Здесь руководители фирм, подразделений обучаются делегированию полномочий, грамотной мотивации подчиненных, технологиям лидерства, контроля.
А тренинги для специалистов по клиентской ориентации направлены на развитие у персонала способностей взаимодействия с клиентами, деловыми партнерами, представителями СМИ, органов власти.
Такие занятия формируют соответствующую психологическую установку, обучают работе на торговых выставках, искусству проведения переговоров, презентаций.
Стоимость таких тренингов — не менее 2.000 рублей с человека. В среднем 3-5 тысяч рублей с участника. Проводят их специализированные организации: обучающие центры, высшие школы, академии, а также частнопрактикующие бизнес-тренеры. Но обращаться лучше к компаниям, уже успевшим себя хорошо зарекомендовать на этом рынке.