Маркетинговые исследования рынка предполагают комплексное изучение категорий, определяющих его особенности.
В первую очередь изучаются требования рынка к товару. А именно: покупательских и непосредственно рыночных требований к потребительским характеристикам продукта.
Именно тем, которые соответствуют набору свойств, оптимальных для продаж и высокому уровню потребления и сбыта продукции.
Для продавцов и производителей при этом запросы со стороны потребителей товара составляют основное содержание его конкурентоспособности. Следовательно, в маркетинговом изучении рыночных критериев особое внимание нужно уделять именно уровню конкурентоспособности производимой (реализуемой) продукции, ее соответствия характеру запросов определенного рыночного сегмента.
Рыночные исследования базируются на достаточном знании характеристик товарного рынка.
Это предполагает ознакомление с потребительскими товарными свойствами. Информированность же о совокупности полезных качествах товара, способных удовлетворить покупательские потребности, позволит определить место продукции в шкале потребительских предпочтений.
То есть выяснить: является ли услуга, товар, (в том числе сырье) средством производства либо непосредственным предметом потребления.
Дифференциация продукции на две основные категории: широкого потребления и производственного назначения поясняет особенности спроса, предложения в конкретном рыночном сегменте.
А также позволяет определить характер колебаний рыночной конъюнктуры, обнаруживающихся на разных этапах экономического цикла.
Производители (реализаторы) продукции должны уметь оценивать ее глазами потребителей, покупателей.
Для этого нужно поставить себя по другую сторону прилавка и объективно оценить минусы и плюсы выпускаемого, реализуемого товара, предлагаемых услуг. Важно также определить, чем оказывается товар в потребительском восприятии.
Обратимся к одной из западных маркетинговых концепций. Согласно ей, для потребителя особо значимо четкое понимание полезности, практичности продукции лично для него.
А не сведения о наборе потребительских свойств. По большому счету, большинству покупателей абсолютно все равно, какими именно техническими характеристиками обладает товар.
Из половины услышанного 1/2 информации тут же забудется, а оставшаяся часть будет непонята. Гораздо важней, каким образом предлагаемый товар поможет удовлетворить конкретную потребительскую потребность либо разрешит возникшую бытовую проблему.
Следовательно, требования рынка к товару — это, главным образом, способность продукции удовлетворять определенные потребительские нужды. А они, как известно, постоянно меняются, так как подвержены влиянию других факторов: времени, моде, личным предпочтениям и т.п.
Чтобы вникнуть в суть происходящих изменений, рыночных тенденций, маркетологи проводят свои исследования.
При этом они изучают восприятие потребителем товара, покупательские запросы в отношении различной продукции, их свойств, способности удовлетворить соответствующие нужды.
Такой анализ призван выявить товарные свойства, которым отдают предпочтение потребители и покупатели.
Кроме того, он учитывает, что к одному и тому же товару разные потребительские группы могут предъявлять совершенно различные требования. Это зачастую зависит от возраста, пола, социального статуса покупателей.
Основные требования рынка к товару в итоге складываются в понятие конкурентоспособности продукции.
А потому задача производителей, продавцов – добиться соответствующего запросам определенного рыночного сегмента, конкретных потребительских групп уровня конкурентных позиций.