Сегодня на очередном пике популярности предпринимательства все более актуальным становится вопрос: как повысить конкурентоспособность бизнеса?
Особенно важно это при формировании новой фирмы, компании, частного предпринимательства, когда от начального уровня конкурентоспособности зависит выживание бизнеса в определенном экономическом секторе. Чем больше появляется новых предпринимателей на бизнес-арене региона, государства, тем сложнее с ними конкурировать молодым фирмам.
Для того чтобы ответить на вопрос: как повысить конкурентоспособность, нужно предварительно правильно оценить собственную конкурентоспособность при создании бизнеса. А для этого, в свою очередь, необходимо сначала иметь представление о преимуществах, стратегиях, политике ваших непосредственных конкурентов.
Следует знать, что любая конкуренция зиждется на комплексе мероприятий:
- знание поведения, возможностей конкурентов;
- понимание нужд потребителя, тенденций их развития;
- знание окружающей экономической среды, ее тенденций;
- знание состояния, тенденций развития рынка;
- умение создавать (реализовывать) товары, услуги, так доводить их до потребителя, чтобы последний предпочел его товар, нежели продукцию конкурента.
Чтобы создать сегодня конкурентоспособный бизнес, нужно не просто, модернизировать организацию, управление, но, и точно знать, для чего это осуществляется, какая должна быть достигнута цель.
Главное здесь — умение определить, быстро, эффективно использовать свои преимущества в конкурентной борьбе.
Все усилия в организации, управлении бизнесом должны направляться на развитие тех его качеств, реализуемой им продукции, которые выгодно бы отличали фирму (частное предпринимательство) от потенциальных, реальных конкурентов.
Именно поэтому многие ведущие компании формулируют свои преимущества в виде правил, лозунгов, которыми должны руководствоваться все работники.
Точная ориентация на свои преимущества в конкуренции, постоянный их поиск, как вне предприятия, так и внутри него, предопределяют весь набор управленческих функций, состав аппарата управления, подразделений, их подходы к разработке бизнес-стратегии.
Возможным способом оценки уровня конкурентоспособности бизнеса является применение аналитического подхода, требующего построения матрицы конкурентоспособности. Здесь основными критериями будут:
- факторы конкурентоспособности (товар, положение на рынке, сбыт, продвижение, производство) – характеризуются по пятибалльной шкале в виде усредненной экспертной оценки;
- усредненная оценка;
- ранг фактора (определяется в десятых долях от единицы);
- интегрированный факторный показатель (суммируется ранг фактора и наивысшие, отличающиеся от конкурентов факторные баллы).
Все показатели берутся по нескольким (в количестве от 2-х помимо вашего) предприятиям. В итоге получается приблизительный коэффициент конкурентоспособности бизнеса.
Согласно полученным результатам собственных оценок конкурентоспособности можно выбирать действенные меры улучшения, модернизации работы в отдельных направлениях общей деятельности фирмы.
Еще одним направлением повышения конкурентоспособности бизнеса является стратегическое управление. Он позволяет провести общий анализ достигаемых конкурентных преимуществ, не давая точного количественного выражения оценочных результатов, а потому не может быть основой (единственным базисом) современной обеспечительной системы конкурентоспособности.
Зная, как повысить конкурентоспособность еще на ранних этапах формирования бизнеса, можно не тратить время впустую, а формировать изначально способное выжить в конкурентной борьбе предпринимательство.