• Поиск на сайте

  • Меню сайта

  • Рекомендуемый контент

  • Комментарии от:

  • Связаны ли политика и конкуренция

    политикм и конкурентыНе секрет, что конкуренция выступает действенным механизмом улучшения качества и увеличения количества предлагаемой продукции при соответствующем уменьшении ее стоимости. Но недобросовестность некоторых субъектов бизнеса приводит к различным негативным явлениям, в которые вынуждено вмешиваться государство.

    Именно поэтому, в первую очередь, политика и конкуренция во многих странах являются взаимосвязанными общественными категориями.

    В целом государственная политика имеет благие намерения по отношению ко всему социуму и к субъектам бизнеса, как неотъемлемым его составляющим.

    Госполитика в сфере конкуренции чаще всего направлена на:

    • ускорение темпов научно-технического прогресса. Повышение эффективности при снижении времени разработки, производственного внедрения инновационных разработок, помогающих увеличить качество, ассортимент и одновременно снизить цену рыночных благ;

    • нормативно-правовое регулирование;

    • создание условий для позитивной конкурентной борьбы.

    Но так уж получается, что рынок всегда стремится к монополизации, потому что для высокопродуктивного функционирования производителям необходим контроль над рынком. Конечно, позиция крупных рыночных игроков понятна. Но от их махинаций страдают не только потребители, но и мелкий и даже средний бизнес. Те же, в свою очередь, тоже не остаются в долгу.

    Недобросовестная конкуренция зачастую проявляется в форме:

    • подкупов;

    • шантажа;

    • предоставления заведомо ложных сведений потребителю;

    • сокрытия данных об экономической деятельности от курирующих госструктур;

    • заведомого сокрытия дефектов продукции;

    • промышленного шпионажа;

    • явной или скрытой подделки продукции конкурентов;

    • агрессивной конкуренции, силовых методов (угрозы, рейдерские захваты и т.п.).

    В связи с этим до превращения бизнеса в цивилизованное саморегулируемое сообщество политика и конкуренция будут сосуществовать в жестком формате «сотрудничества».

    Учитывая рассмотренные выше факты, государство вынуждено вести антимонопольную политику для создания условий добросовестной конкуренции. Основными ее направлениями выступают:

    • прямое ценовое регулирование;

    • налогообложение;

    • регулирование деятельности естественных монополий.

    Еще одной точкой соприкосновения политики и конкуренции является такое явление как «лоббизм». Заинтересованные лица (их группы), в том числе субъекты бизнеса, информируют политиков о своих взглядах и агитируют их на подготовку соответствующих законов либо голосование за такие законы.

    Проблематика лоббирования заключается в том, что оно может происходить самыми разнообразными методами, в том числе незаконными и откровенно криминальными.

    В итоге продвигаемый закон или нормативно-правовой акт, решение любого властного уровня могут оказаться выгодными одной группе бизнесменов и совершенно невыгодными для других предпринимателей. Здесь, как говорится, все решают сильнейшие.

    Мелким же сошкам остается надеяться, что «игры богов» их особо не коснутся.

    Но лоббирование, в основе которого лежат всегда денежные интересы (причем интересы не только бизнесменов, но и политиков), не может быть правомерным элементом демократического и даже либерального общества. Поэтому бизнес-лоббисты имеют в руках сильные рычаги давления на неугодных им предпринимателей.

    Это именуется мощным административным ресурсом и с этим конкурентным преимуществом уже не поспоришь.

    Иными словами, система взаимоотношений политики и конкуренции может быть двоякой. Когда государство путем политики влияет на конкуренцию и когда конкурирующие бизнесмены через политику влияют на расстановку сил.

    Комментировать