Не секрет, что конкуренция выступает действенным механизмом улучшения качества и увеличения количества предлагаемой продукции при соответствующем уменьшении ее стоимости. Но недобросовестность некоторых субъектов бизнеса приводит к различным негативным явлениям, в которые вынуждено вмешиваться государство.
Именно поэтому, в первую очередь, политика и конкуренция во многих странах являются взаимосвязанными общественными категориями.
В целом государственная политика имеет благие намерения по отношению ко всему социуму и к субъектам бизнеса, как неотъемлемым его составляющим.
Госполитика в сфере конкуренции чаще всего направлена на:
ускорение темпов научно-технического прогресса. Повышение эффективности при снижении времени разработки, производственного внедрения инновационных разработок, помогающих увеличить качество, ассортимент и одновременно снизить цену рыночных благ;
нормативно-правовое регулирование;
создание условий для позитивной конкурентной борьбы.
Но так уж получается, что рынок всегда стремится к монополизации, потому что для высокопродуктивного функционирования производителям необходим контроль над рынком. Конечно, позиция крупных рыночных игроков понятна. Но от их махинаций страдают не только потребители, но и мелкий и даже средний бизнес. Те же, в свою очередь, тоже не остаются в долгу.
Недобросовестная конкуренция зачастую проявляется в форме:
подкупов;
шантажа;
предоставления заведомо ложных сведений потребителю;
сокрытия данных об экономической деятельности от курирующих госструктур;
заведомого сокрытия дефектов продукции;
промышленного шпионажа;
явной или скрытой подделки продукции конкурентов;
агрессивной конкуренции, силовых методов (угрозы, рейдерские захваты и т.п.).
В связи с этим до превращения бизнеса в цивилизованное саморегулируемое сообщество политика и конкуренция будут сосуществовать в жестком формате «сотрудничества».
Учитывая рассмотренные выше факты, государство вынуждено вести антимонопольную политику для создания условий добросовестной конкуренции. Основными ее направлениями выступают:
прямое ценовое регулирование;
налогообложение;
регулирование деятельности естественных монополий.
Еще одной точкой соприкосновения политики и конкуренции является такое явление как «лоббизм». Заинтересованные лица (их группы), в том числе субъекты бизнеса, информируют политиков о своих взглядах и агитируют их на подготовку соответствующих законов либо голосование за такие законы.
Проблематика лоббирования заключается в том, что оно может происходить самыми разнообразными методами, в том числе незаконными и откровенно криминальными.
В итоге продвигаемый закон или нормативно-правовой акт, решение любого властного уровня могут оказаться выгодными одной группе бизнесменов и совершенно невыгодными для других предпринимателей. Здесь, как говорится, все решают сильнейшие.
Мелким же сошкам остается надеяться, что «игры богов» их особо не коснутся.
Но лоббирование, в основе которого лежат всегда денежные интересы (причем интересы не только бизнесменов, но и политиков), не может быть правомерным элементом демократического и даже либерального общества. Поэтому бизнес-лоббисты имеют в руках сильные рычаги давления на неугодных им предпринимателей.
Это именуется мощным административным ресурсом и с этим конкурентным преимуществом уже не поспоришь.
Иными словами, система взаимоотношений политики и конкуренции может быть двоякой. Когда государство путем политики влияет на конкуренцию и когда конкурирующие бизнесмены через политику влияют на расстановку сил.
Получите БЕСПЛАТНО книгу!
Более 50 реальных положительных отзывов!
100% гарантияпервого результата еще в процессе чтения!