Одной из основных категорий бизнеса является сбытовая политика, элементами которой выступают способы сбыта продукции.
Каждая компания должна выбрать тот метод сбыта товара, который она будет использовать.
Товародвижение, к которому относится и сбыт продукции, является мощным инструментом стимулирования спроса. Результаты планирования товародвижения — принятие решений по выбору способов, методов, форм, каналов сбыта продукции, оказывают влияние на размеры расходов фирмы.
Существуют следующие основные способы сбыта продукции:
1. Прямые продажи (без посредников):
1.1 посредством организации специализированной торговой точки:
- с обычной формой реализации (индивидуальное обслуживание);
- с системой самообслуживания;
- по предварительным заказам;
- продажа по образцам (покупатели с помощью продавца,
самостоятельно знакомятся с выставленными образцами продукции в торговом зале. После выбора, оплаты продукция доставляется на дом покупателю либо передается непосредственно на складе магазина);
- реализация с открытой выкладкой (покупатели с ассортиментом продукции знакомятся самостоятельно, а продавцы проверяют качество, консультируют, принимают оплату, упаковывают, отпускают продукцию);
1.2 Путем личных продаж (активная, свободная форма реализации продукции, когда продавец контактирует непосредственно с покупателем):
- через интернет;
- посредством персональных встреч;
- путем почтовых рассылок;
- по телефону;
2. косвенный, через оптовых и розничных посредников:
2.1 Большое число посредников:
- дистрибьюторская сеть (заключение договоров с большим числом распространителей продукции);
2.2 Незначительное количество посредников, торговые агенты:
- франчайзинг — предоставление права продаж своей продукции (использования торговой марки) ограниченному числу торговых предприятий по договоренности;
- коммивояжеры — служащие предприятия, занимающиеся поиском покупателей, работой с ними;
- торговые представители — самостоятельное лицо, заключившее договоры, ведущее бизнес для одной (нескольких) компаний;
3. Комбинированный, сочетающий прямые и косвенные продажи. Прямые продажи продукции могут быть эффективными, если:
- потребители сконцентрированы на небольшой (ограниченной) территории;
- количество поставляемого товара сравнительно велико (соответствует транзитной норме);
- имеется достаточное число собственных складских помещений на рынках сбыта;
- реализуемый товар требует высокоспециализированного сервисного обслуживания;
- стоимость продукции подвержена частым изменениям.
Товары выгодней реализовывать через посредников, если:
- поставки осуществляются небольшими партиями, с большой частотой;
- потребительский рынок не ограничен конкретным регионом.
Существуют определенные формы сотрудничества производителя с посредниками (стратегии сбыта):
- исключительный сбыт, заключающийся в выборе одного торгового посредника в регионе;
- интенсивный сбыт, выражающийся в размещении, реализации товара через любых фирм — торговых посредников, которые готовы, способны этим заниматься;
- селективный (выборочный) сбыт — определен выбором ограниченного числа посредников по типу клиентуры, уровню подготовки персонала, возможностям сервисного обслуживания.
Каждое предприятие в ходе разработки своей политики сбыта определяет конкретные способы сбыта продукции, рационально применимые, оптимально ему подходящие, и при которых затраты компании будут оправданны, окупаемы.