Большое влияние на общественное мнение о предприятии, его продукции оказывает имидж. Рассмотрим некоторые правила формирования имиджа компании.
Имиджем является это искусственно созданное общественное восприятие предприятия, частного предпринимателя, бизнесмена. Его можно отнести к нематериальным активам компании, которые имеют весьма высокую стоимость.
У современных западных корпораций деловая репутация (имидж) подлежит реальной материальной оценке.
Компания, которая смогла заработать отличную репутацию (имидж) будет иметь намного большую рыночную стоимость при продаже, нежели аналогичная фирма с плохой репутацией или вообще без таковой.
Существующие правила формирования имиджа строятся на основании сложившегося образа предприятия. Учитываются также целевая аудитория, на которую ориентируется предприятие.
Имидж компании может складываться из нескольких компонентов:
- бизнес-имидж, складывающийся из представлений, мнений партнеров, контрагентов, конкурентов, иных субъектов предпринимательства. Он определяет надежность, репутацию, деловую активность, добросовестность, профессиональные качества организации, ее руководства. На него также влияет занимаемый сегмент рынка, ассортимент реализуемых, выпускаемых товаров, объемы продаж, ценовая политика;
- социальный имидж, формирующийся из общественных представлений, образов о предприятии, его роли в занимаемом сегменте экономики, социальной жизни. Здесь основными каналами формирования выступают СМИ, социальная активность: поддержка некоммерческих организаций, фондов, спонсорство, благотворительность, искусственное формирование репутации посредством социальных сетей (общение напрямую с представителями целевых групп);
- внутренний имидж, образующийся из представлений, мнений, взглядов, оценок персонала, сотрудников, работников о своем предприятии. Внутренний штат компании выступает здесь в качестве целевой группы общественности. Конкретные правила формирования имиджа компании внутри коллектива касаются создания, поддержания корпоративной этики, культуры, нормальной рабочей атмосферы.
Цель формирования имиджа предприятия может быть различной:
- налаживание эффективных бизнес-отношений с партнерами;
- выстраивание оптимальных отношений с клиентами;
- формирование лояльности СМИ;
- способствование образованию позитивной оценки общественностью деятельности компании.
Для того чтобы сформировать благоприятный деловой имидж, можно воспользоваться двумя путями:
- «длинная тропинка»: ждать, когда молва о вашей качественной продукции разнесется естественным путем по сарафанному радио, и конечно же, любыми способами наращивать качественность производимой продукции, услуг, реализации товара, сервиса, обслуживания;
- «короткая дорожка»: искусственно формировать общественное мнение.
В последнем случае используются: пиар, «подсадные утки» в среде потребителей, которые будут постоянными участниками всевозможных форумов, социальных сетей и будут высказывать свое якобы объективное мнение о вашей компании, продукции.
Чаще всего создается активная пиар-группа, целенаправленно работающая над формированием устойчивого благоприятного образа предприятия. Она же должна отслеживать возможные происки конкурентов и своевременно на них реагировать ответными ходами.
Таким образом, правила формирования имиджа предприятия довольно просты и сводятся к добросовестному ведению бизнеса и одновременной искусственным поддержанием благоприятной репутации компании.