Важной составляющей любого коммерческого проекта является бюджет бизнес плана. Финансовая часть бизнес плана – неотъемлемый элемент предварительного планирования предпринимательства.
Чаще всего финансовый план создается на ближайшие три года, чтобы можно было оценить перспективность развития бизнеса, его окупаемость, требуемые вложения.
Любой бюджет бизнес плана должен включать:
-
прогнозирование реализационных объемов;
-
прогнозирование, оценку возможных убытков, прибыли;
-
анализирование движения потоков наличностей (на первый год – каждый месяц, а далее – по кварталам);
-
годовую ведомость по балансам.
Прогноз реализационных объемов должен давать представление о рыночной доле, предполагаемой к завоеванию вашей продукцией.
На начальном производственном, реализационном этапе у вас должны уже наличествовать договоренности о предстоящих продажах.
А также необходимы соглашения с поставщиками, если вы реализуете не собственную продукцию.
С последующего года планирования прогноз реализации уже основывается на предположениях. Главное — чтобы они были максимально реалистичными, а не самонадеянно завышенными.
Прогноз убытков, прибылей — документация с довольно простой структурой. В нее включают:
-
доходы от реализации,
-
производственные издержки,
-
суммированный доход,
-
общепроизводственные, общереализационные траты,
-
чистую прибыль.
Основная функция данного документа – показать динамику, формирование вашей прибыли.
Каждая составляющая бюджета бизнес плана оповещает о различных вещах. Прибыль не отображает движение наличных. Она выступает гарантией долгосрочной успешности дела и фактически финансирует движение наличных.
Следует знать, что бизнес может быть прибыльным, и все равно при этом может не хватать наличных. Данная проблема хорошо известна многим развивающимся фирмам.
Баланс пассивов/активов составлять рекомендуется на конец года. Многие считают, что данный документ не столь важен.
Но исключить его полностью из бизнес-плана невозможно. Так, его основательно изучают банковские учреждения для оценки возможности выдачи кредитов или инвестирования в проект.
Детальный бюджет бизнес плана — количественное выражение производственного, маркетингового планирования. Он поможет убедиться, насколько маркетинговое планирование соответствует производственному и наоборот.
Кроме того, бюджет бизнес плана помогает в менеджменте предприятия в будущем, в управлении сотрудниками, занятыми в вашем деле. Он станет мерой, посредством которой можно оценивать работу вашей компании.
Такой контроль включает определенные этапы. В бюджете отражается то, что вы планировали получить. В процессе же менеджмента вы должны фиксировать происходящее в реальности, сравнивая это с бюджетными данными.
Позиции, в которых существуют различия, необходимо изучить. А затем определить, почему они появились. Выяснить, требуется ли вам предпринимать какие-либо мероприятия по корректировке ситуации, или же необходим пересмотр бюджета.
Различия в показателях могут быть и выгодны (меньше издержек, больше прибыли, чем ожидалось). Сигнал плохой работы, если все наоборот. Поэтому необходимо уменьшение неблагоприятных расхождений либо увеличение благоприятных.
Сопоставление показателей бюджета бизнес плана с реальными данными позволяет оценить правильность проводимых вами мероприятий.
Конечно, с учетом того, что бизнес-план изначально был составлен верно, без больших погрешностей и завышенных цифр. В противном случае любой анализ будет бесполезен.