Узнать, каково на самом деле отношение сотрудников к вашему предприятию, поможет оценка лояльности персонала, специально предусмотренная для подобных случаев.
Лояльное отношение к бизнесу, предприятию предполагает позитивное расположение, верность, персонала интересам, целям, корпоративным ценностям, направленности деятельности, а также сохранение собственности организации.
«Лояльный» также означает корректно, благожелательно относящийся к организации, в которой он трудоустроен, держащийся в границах законности. Лояльное отношение является мотивацией персонала работать на пользу фирмы, отстаивать ее интересы в сферах бизнеса и вне них.
Сегодня получила распространение и более широкая трактовка категории «лояльность». Предлагается, например, квалифицировать в качестве нелояльного поведения не только хищения и нарушения коммерческой тайны,
Сюда же относятся нарушения трудовой дисциплины, систематические опоздания, прогулы, повышенную болезненность, недобросовестную работу.
Лояльность персонала зависит от нескольких факторов, в их числе :
- система подбора персонала;
- система внутрифирменных отношений;
- система поощрений (оплата труда, другие виды мотивации).
Эти факторы, в большинстве своем, управляемы и непосредственно влияют на формирование лояльности, а система руководства ими объединяется в комплекс управления человеческими ресурсами.
Правила рекрутинга (подбора штата сотрудников) диктуются условиями, потребностями конкретного бизнеса, но существует несколько общих принципов. Этот процесс делится на:
- непосредственно грамотный подбор сотрудников;
- обучение, повышение квалификации сотрудников;
- оценку уровня квалификации сотрудников;
- отсеивание профнепригодных работников, рокировка кадров.
Система поощрений, материальных наказаний должна быть персонифицированной, а не коллективной. Если кто-то положительно отличился, то, соответственно, ему полагается материальный бонус.
Если же он отличился негативно, то на него же необходимо наложить денежный штраф. Но из-за одного недобросовестного сотрудника не должны страдать все.
Это будет несправедливо и усложнит отношения в коллективе, а также явно не выработает лояльность сотрудников к фирме и тем более к ее руководителю.
Внутрифирменные конфликты, особенно между сотрудниками разных должностных уровней, могут сказаться на лояльности персонала. Поэтому следует вводить в штат корпоративного психолога и стараться избегать несправедливых, некорректных, грубых методов управления.
Существуют специальные шкалы измерения лояльности персонала к фирме, компании (научная оценка лояльности персонала).
Российские варианты процедуры построения шкалы, методики оценки лояльности персонала к компании были созданы в 1999 году Л.Г. Почебут, О.Е. Королевой на основе шкалы «равнокажущихся интервалов», разработанной американским социологом, психологом Л. Терстоуном.
Шкала Терстоуна стала сегодня одним из основных методов политической, социальной, организационной психологии. Она используется при измерении человеческого отношения к власти, общественным организациям, процессам.
Процедура составления такой шкалы является доступной любому и позволяет получить инструмент измерения установки, актуальной для фирмы в данный момент времени.
Таким образом, оценка лояльности персонала позволяет получить реальную картину отношения сотрудников к предприятию, в котором они работают, а, следовательно, получить ответ на вопрос о причинах спада производства, работоспособности подразделений.