Символом современной бизнес-организации выступает «процессно-ориентированный» подход или процессный менеджмент. Он основан на объединении деятельности вокруг бизнес-процессов.
Этот подход противопоставляется уже устаревшему — так называемому «функционально–ориентированному». Последний построен на принципах детальной трудовой дифференциации, строжайшей иерархической структуризации, узкой специализации.
В то же время, «процессная компания» в чистом виде является неким мифом, шаблонным, но недостижимым идеалом.
Он иллюстрирует верно направленную тенденцию организации бизнес-процессов. Но не выступает практическим советом кардинального реформирования деятельности компании.
По словам известных западных исследователей сферы менеджмента, возможные примеры тотального успешного реинжиниринга по Чампи и Хаммеру исчерпываются приводимыми этими авторами образчиками на страницах их книги о революции в бизнесе.
В настоящем же предпринимательстве все бизнес-процессы фирм протекают в пределах организационных структур предприятия. Иными словами, концепция процессного менеджмента, организации выступает “эволюцией” концепции матричной организации.
В последнем случае организация работы разделена на операции, группирующихся вокруг целевых программ, проектов. Раньше подобные структуры характерны были лишь для отдельных субъектов деятельности, а именно: проектных организаций.
При появлении нового заказа (проекта) формируется новая линия матрицы, исчезающая по его завершению. Сочетание же потребительской ориентированности с вовлеченностью сотрудников позволило создать проектный стиль управления.
Любой проект абсолютно всегда ориентирован на определенного потребителя. Существует он тоже из-за наличия такого потребителя. Руководителем проекта является лицо, назначенное администрацией организации. Поэтому он подотчетен лишь непосредственно высшему руководству.
В такой ситуации исчезает жесткая иерархическая вертикальная структура менеджмента. А внутри самого проекта создается некая “проектная команда”, в которой роли распределены по-другому, нежели в штатном расписании.
В то же время, разница между “проектным” и “процессным” менеджментом невелика.
В процессном описании решаются, минимально, две задачи:
-
идентификация системы процессов, “функциональных областей” фирмы, их взаимосвязей,
-
определение “базовых” интегрированных процессов, их описание.
Описание каких бы то ни было бизнес-процессов нельзя начинать с самого нижнего уровня. Здесь действует аналогия с описанием любого сложно устроенного живого существа.
Вы же не станете описывать его сначала на клеточном уровне?! Конечно же, нет.
Сначала потребуется общее физиологическое, анатомическое описание. Кроме того, у фирмы, как и у большинства людей, есть собственная идеология, цели.
Идентификация общей системы процессов важна исключительно, так как подобное описание выявляет результаты, назначение любой деятельности. А каждая деятельность воплощается как процесс со своим потребителем: “внешним” — клиентом либо “внутренним” — сотрудниками или подразделениями фирмы, реализующими иные процессы.
При этом, ключевыми бизнес-процессами выступают: основные, управленческие, функции обеспечения. Именно на них зиждется весь процессный менеджмент.
В то же время, появление в бизнесе определенной задачи предполагает создание мини-проекта по ее решению. Поэтому современная модель стиля управления — это все-таки симбиоз процессного и проектного менеджмента.