Новая ступень развития — процессный менеджмент

вид менеджмента - процессныйСимволом современной бизнес-организации выступает «процессно-ориентированный» подход или процессный менеджмент. Он основан на объединении деятельности вокруг бизнес-процессов.

Этот подход противопоставляется уже устаревшему — так называемому «функционально–ориентированному». Последний построен на принципах детальной трудовой дифференциации, строжайшей иерархической структуризации, узкой специализации.

В то же время,  «процессная компания» в чистом виде является неким мифом, шаблонным, но недостижимым идеалом.

Он иллюстрирует верно направленную тенденцию организации бизнес-процессов. Но не выступает практическим советом кардинального реформирования деятельности компании.

По словам известных западных исследователей сферы менеджмента, возможные примеры  тотального успешного реинжиниринга по Чампи и Хаммеру исчерпываются приводимыми этими авторами образчиками на страницах их книги о революции в бизнесе.

В настоящем же предпринимательстве все бизнес-процессы фирм протекают в пределах организационных структур предприятия. Иными словами, концепция процессного менеджмента, организации выступает “эволюцией” концепции матричной организации.

В последнем случае организация работы разделена на операции, группирующихся вокруг целевых программ, проектов. Раньше подобные структуры  характерны были лишь для отдельных субъектов деятельности, а именно: проектных организаций.

При появлении нового заказа (проекта) формируется новая линия матрицы, исчезающая по его завершению. Сочетание же потребительской ориентированности с вовлеченностью сотрудников позволило создать проектный стиль управления.

Любой проект абсолютно всегда ориентирован на определенного потребителя. Существует он тоже из-за наличия такого потребителя. Руководителем проекта является лицо, назначенное администрацией организации. Поэтому он подотчетен лишь непосредственно высшему руководству.

В такой ситуации исчезает жесткая  иерархическая вертикальная структура менеджмента. А внутри самого проекта создается некая “проектная команда”, в которой роли распределены по-другому, нежели в штатном расписании.

В то же время, разница между “проектным” и “процессным” менеджментом невелика.

В процессном описании решаются, минимально, две задачи:

  • идентификация системы процессов, “функциональных областей”  фирмы, их взаимосвязей,

  • определение “базовых” интегрированных процессов, их описание.

Описание каких бы то ни было бизнес-процессов нельзя начинать с самого нижнего уровня. Здесь действует аналогия с описанием любого сложно устроенного живого существа.

Вы же не станете описывать его сначала на клеточном уровне?! Конечно же, нет.

Сначала потребуется общее физиологическое, анатомическое описание.  Кроме того, у фирмы, как и у большинства людей, есть собственная идеология, цели.

Идентификация общей системы процессов важна исключительно, так как подобное описание выявляет результаты, назначение любой деятельности. А каждая деятельность воплощается как процесс со своим потребителем: “внешним” — клиентом либо “внутренним” — сотрудниками или подразделениями фирмы, реализующими иные процессы.

При этом, ключевыми бизнес-процессами выступают: основные, управленческие, функции обеспечения. Именно на них зиждется весь процессный менеджмент.

В то же время, появление в бизнесе определенной задачи предполагает создание мини-проекта по ее решению. Поэтому современная модель стиля управления — это все-таки симбиоз процессного и проектного менеджмента.

Комментировать