Каждый работодатель (владелец бизнеса, управленец) должен уметь давать полномочия своим подчиненным. То есть, юридически говоря — делегировать часть своих полномочий нижестоящим менеджерам и другим ответственным лицам.
Однако передать кому-то часть своих функциональных обязанностей — еще не означает, что вы грамотно распорядились своими правами или обязанностями либо функциями менеджера.
Грамотное управление предполагает правильное распределение накопившихся, плановых, текущих дел (задач) согласно компетенции ваших служащих (работников).
Если компания маленькая и весь ваш штат — вы, секретарь и дворник, то какой смысл передавать вам какие-то свои полномочия вашим подчиненным?!
Если же в фирме хотя бы десять человек и они выполняют разные функции, то можно подумать и о перераспределении полномочий.
Так, например, в любой компании должен быть хотя бы один отдел. Если речь идет о продажах, то это отдел продаж.
Если — о чем-то другом, то соответственно подразделения формируются в зависимости от вида экономической деятельности.
В компании среднего уровня формируется бухгалтерия, отдел кадров, юротдел, отдел маркетинга, технический отдел и т.д. Но это не значит, что давать полномочия руководителя можно кому угодно.
Разумно делегировать управленческие полномочия руководителям соответствующих подразделений. При этом каждый администратор (менеджер) выполняет управленческие функции согласно его должностным обязанностям и уровню образования (узкой специальности).
Естественно, бухгалтер должен отвечать за финансовые вопросы, а юрист за юридические, а не наоборот.
Однако на практике руководители вообще не разграничивают делегируемые полномочия и требуют выполнения функций, не соответствующих уровню специальных познаний и навыков сотрудников.
При этом общий контроль должен оставаться все-таки в руках владельца бизнеса либо нанятого управленца. То есть, директора, исполнительного, генерального директора или иного должностного лица, являющегося единоличным органом управления компании.
Нормальный руководитель должен быть в курсе происходящих событий в его фирме. Иначе в случае возникновения каких-то проблем придется долго и нудно искать крайних.
Если же вы просто будете давать полномочия в виде определенных прав и обязанностей, но при этом не будете следить за ходом их реализации, то вы рискуете, что в скором времени все выйдет из-под контроля.
Если же вы наделяете сотрудников только обязанностями, но при этом не даете им никаких властных, административных правомочий, то говорить о передаче полномочий в таком случае вообще нельзя. Потому что полномочия — это совокупность прав, обязанностей и властных функций.
Так что, определите, какие властные функции вполне могут выполнять ваши подчиненные (нижестоящие менеджеры или же простые сотрудники — если отделов и подразделений в вашей фирме нет) и наделите их соответствующими полномочиями.
Это разгрузит частично вас в плане управления. А также позволит привлечь работников к управленческим функциям.
Что должно повысить их лояльность и служить дополнительным стимулом к продуктивной работе.
То есть, давать полномочия нужно, применяя рациональный подход к распределению правомочий и обязательств. Тогда, если вы все правильно сделаете, у вас в компании будет прослеживаться и вертикаль власти и ее горизонтальные ответвления.
А центральный аппарат управления будет выполнять только необходимые для качественного многоуровневого менеджмента контрольные (надзорные), организационные и нормотворческие функции.