Ключевое качество лидера, успешного в чем-то человека — умение различать главное и второстепенного. Потому что в любом вопросе, теме, деятельности необходимо выделить главный аспект, чтобы не отвлекаться понапрасну на второстепенные детали.
Большой объем информации не приводит нас к выработке верных решений. Наоборот, он им препятствует.
Это потом уже мы, анализируя ситуацию, думаем, как же все было очевидно. Но потом оно на то и есть потом, что умные мысли приходят не в нужный момент, а “опосля”.
Потом-то оно все видится гораздо лучше. Ведь мы уже точно знаем, куда именно следует смотреть.
Излишний объем сведений вреден не только засорением общего поля зрения наблюдателя бесконечным хаосом подробностей, практическая применимость которых весьма сомнительна. Стремление к получению большого объема данных заставляет также тратить лишнее время.
Иными словами, чем больше вы получаете информации, тем труднее вам будет принять решение и тем больше будет ваше опоздание.
А если сразу выделить главный аспект, то лишние подробности сразу отойдут на второй план.
Так как же правильно отсечь лишнее? Секрет кроется в системном моделировании ситуации.
В противовес обычному моделированию, требующему последовательное выяснение деталей, системное моделирование позволяет предположить с высокой долей достоверности, какие именно детали окажутся в конкретных местах. Причем, речь идет не о математических, а о вполне обыденных наглядных моделях.
В центре этой системы как раз окажется главный аспект ситуации, проблемы, вопроса. А остальные составляющие распределяться согласно их значимости.
Умение выделять главное — не только практически полезно для любого человека, будь то обычный студент или начинающий бизнесмен.
Оно значительно экономит время, выделенное на решение задач. А значит, это повышает производительность труда и любой иной человеческой деятельности.
Такое качество особо необходимо управленцам. Руководитель любого звена должен уметь четко ставить перед подчиненными задачи.
Именно в самом задании должен прозвучать главный момент задания. То есть, что конкретно требуется в первую очередь выполнить сотруднику.
А уже потом можно упомянуть сопутствующие задания.
Если же вы перечислите персоналу бесконечный поток поручений, не выделив среди них первозадачу, то рискуете столкнуться с тем, что цветы в офисе будут политы, а финансовый отчет не подготовлен.
Точно также и квалифицированный подчиненный должен уметь отделять зерна от плевел. Но если руководитель обязан уметь это делать, то у подчиненных это просто приветствуется.
Исполнитель должен точно и вовремя выполнять поставленные перед ним задачи. А основная функция начальства — поставить задачу таким образом, чтобы подчиненный однозначно понимал, что и в какие сроки от него требуют.
То есть, начальство задает программу, нужный темп. А исполнители, как механизм часов (каждый винтик на своем месте) начинают двигаться вперед по заданному направлению.
Если задача поставлена неверно, неточно, непонятно или не разделено главное и второстепенное, то ошибки и перерасход рабочего времени персоналом — в первую очередь, вина руководства. Если руководитель не может справиться с возложенными на него задачами — значит, он попросту занимает чье-то место.
Каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. А талантливо и грамотно руководить — дано не всем.
Если вы не в состоянии выделить главный аспект в любом вопросе — значит, вам еще рановато думать о руководстве. В какой бы форме оно не выражалось.