Современное воздействие на клиента существующими маркетинговыми методами порой просто поражает. особенно, если такая информация попадает в руки не посвященного во все детали процесса человека.
Маркетологи и другие специалисты в области продвижения продукции давно уже воздействуют в первую очередь на подсознание человека. Используя при этом самые хитрые уловки, вплоть до запрещенных законом приемов.
Пожалуй, самым спорным моментом в скрытом продвижении продукции является НЛП. Под этой скромной аббревиатурой скрывается ни что иное, как нейролингвистическое программирование.
Его “первооткрываатели” предполагали, что данный метод может быть использован в интересах различных спеслужб. Например, для негласной вербовки агентов и работы с иностранными шпионами (двойными агентами).
Трансформировавшись, этот коварный метод внедрения в чужое подсознание плавно перекочевал в функциональный набор успешных маркетологов. Конечно, воздействие на клиентов этим способом в совершенстве дается далеко не всем.
Однако простейшие приемы вполне осваиваются даже новичками маркетинга.
В итоге люди, сами того не зная, попадают под влияние целенаправленного психологического воздействия. Основной целью которого выступает провокация потенциального потребителя (клиента) на совершение не осознанной (не обдуманной) покупки.
В конце концов наиболее психологически неустойчивые особи оказываются жертвами таких маркетинговых ловушек. Более всего под подобное воздействие попадают дети, люди преклонного возраста и некоторые категории женщин (склонных к шопоголизму).
За рубежом шопоголизм официально признан психической зависимостью наравне с игроманией. Однако в России и в странах СНГ такого критерия пока не существует.
Поэтому целенаправленное психологическое воздействие на клиента в таких странах вполне допустимо, поскольку прямо не запрещено законом.
Чем с удовольствием и пользуются многие предприниматели.
Также рекламщики не брезгуют эффектом сублиминального воздействия. То есть скрытого изображения или текста в обычном видеоряду.
Несмотря на то, что результаты первого исследования по воздействию 25 кадра были полностью сфабрикованы Дж. Вайкери. Во всяком случае, если верить его реальному или вынужденному заявлению.
Однако ученые полностью не отрицают того факта, что при определенных условиях подобным образом можно воздействовать на подсознание людей. Что приводит к неосознанным потребительским действиям, поступкам.
Среди подобных методов воздействия можно еще выделить следующие варианты:
- воздействие на обонятельные рецепторы посредством соблазнительных, привлекательных, аппетитных запахов или ароматов, которые ассоциируются у людей с определенными видами товаров;
- отвлекающая внимание расслабляющая музыка;
- определенным образом подобранная цветогамма упаковки продукции, интерьера магазина.
Каждый из этих способов воздействия на клиентов имеет свои плюсы и минусы. Но незыблемо здесь одно: подобному влиянию подвергаются только психологически неустойчивые личности.
То есть, все те люди, психика которых не имеет специальных блокаторов (определяемых в простонародье как сила воли, способность к сопротивлению относительно чужого влияния). На психологически сильных личностей такие методы влияют в гораздо меньшей степени.
Но так как таких меньшинство, то можно утверждать, что подавляющая масса населения поддается влиянию различного рода воздействий на их сознание и подсознание. Именно поэтому эксперименты и исследования в этой области не замораживаются.