Статистика – численное отображение самых разнообразных социальных процессов. Но имеет ли место статистика в бизнесе?
Принятие деловых решений при условии информационной неопределенности относительно обстоятельств, рисков и перспектив их динамики под влиянием различных факторов требует умения правильно использовать количественные, качественные данные, а также навыков оценивания их относимости, полноты, достоверности.
Полагая, что для принятия верного бизнес-решения достаточно только чутья и имеющегося опыта, предприниматель тем самым лишает себя большого объема количественной и качественной информации о тенденциях рынка.
Статистические данные отражают состояние определенных явлений, по которым можно следить за их динамикой, ростом, спадом. Такие цифры помогают следить также за тенденциями.
В результате появляется материал для анализа, сравнения показателей, обнаружения несоответствия общим тенденциям, характеристикам.
Кроме того, статистические методы позволяют точно собрать информацию о структуре рынка, направлениях его развития, определить влияние отдельных факторов на полученные бизнес-результаты, спрогнозировать вероятность достижения конкретных целей.
Существует определенный метод, при котором совместно используются статистика в бизнесе и прогнозирование увеличения доходов.
Требуется выстроить график доходов за два последних года. Желательно, помесячно. При наличии такого графика предприниматель сможет сравнить прибыль и доход.
Самым эффективным показателем здесь будет «грязная прибыль». Необходимо отслеживать пики продаж и соотносить их с происходящими в то время событиями.
Так, например, росту спроса на прохладительные напитки, мороженое, кондиционеры, сплит-системы способствует сильная жара.
Но при анализе статистических сведений не стоит отбрасывать человеческий фактор. Именно он может стать конечной причиной роста и спада объемов продаж.
В настоящее время существует специально разработанное программное обеспечение, позволяющее максимально эффективно обрабатывать статистические данные.
Так, к продвинутым модулям программы, находящим широкое применение в бизнесе, относится модуль прогнозирования временных рядов. Он включает методы прикладной статистики, а именно:
- адаптивные модели,
- расчет кривых роста,
- методы скользящего среднего, авторегрессии,
- анализ Фурье,
- механизмы измерения качества моделей, выбора лучшей модели,
- сглаживание временных рядов,
- применение, расчет цифровых фильтров.
- Посредством таких программ могут решаться следующие задачи бизнеса:
- прогнозирование спроса, ценового диапазона товара;
- выбор оптимальных параметров складских запасов для любого количества предлагаемых позиций;
- анализ потребительской корзины в конкретном регионе, населенном пункте;
- исследование клиентских предпочтений (в том числе, анализ анкет), дифференциация клиентов по основным признакам;
- анализ посещаемости магазинов;
- сравнительный анализ поставщиков;
- классификация продукции по ее потребительским качествам;
- сегментация, фрагментация рынка;
- анализ эффективности проводимой рекламной кампании.
Таким образом, статистика в бизнесе выступает базовой информационной основой для принятия обоснованных стратегических решений в реальных рыночных условиях.
Она также наглядно отображает состояние, динамику, эффективность происходящих бизнес-процессов в настоящем времени и прошедшем. И кроме того, способствует развитию опыта, императивной (практической) интуиции специалистов, бизнесменов.