Современный российский бизнес все больше отходит от принципов “купи-продай” и становится управляемым и информационно, технологически, интеллектуально развитым. Сегодня мы рассмотрим некоторые категории, способствующие подобному развитию бизнеса и выводящие его на цивилизованный европейский уровень.
Так, например, в мировой бизнес-среде существует такое понятие, как управленческий контроль и учет.
Управленческий контроль — одна из управленческих функций, без которой невозможно полнообъемно реализовать все остальные функции управления. Среди которых: организация, планирование, мотивация и собственно — руководство.
К примеру, планирование постоянно должно учитывать существующие возможности, реальный потенциал, а также динамику условий функционирования, эволюции, прогресса бизнеса, компании.
А управленческий контроль обеспечивает объективную, адекватную оценку ситуаций и создает предпосылки внесения корректив в плановые показатели развития отдельных территориальных подразделений, всей компании.
В связи с чем, управленческий контроль ( и учет ) является ключевым инструментом выработки стратегии, тактики, политики управления, принятия ответственных решений, обеспечивающих нормальное бизнес-функционирование.
А управленческий учет — деятельность по подготовке данных для эффективного руководства фирмой. При этом, значительная часть управленческого учета приходится на учет, анализ вложений в бизнес и их последующей отдачи.
Управленческий учет можно разработать для нужд и условий конкретной фирмы. Он может содержать разнообразные расчеты и прогнозы.
Данные управленческого учета могут быть использованы при принятии оперативных и долгосрочных управленческих решений, а аткже в планировании.
Эти сведения должны быть детальными, регулярными, максимально точными и ориентированными на будущее. В противовес данным финансового учета.
Также управленческий учет включает бюджетирование (детализацию сметы), оценку финансовых вложений, долгосрочное планирование.
То есть, управленческий контроль и учет — внутреннее дело каждой отдельно взятой фирмы.
Однако если руководитель самостоятельно не справляется с подобными вопросами, то сегодня существует достойная альтернатива. Специализированные компании предлагают услуги по разработке систем управленческого учета и внедрения их в управленческую структуру предприятия. А управленческий контроль может быть вообще вынесен за пределы компании, то есть такие полномочия можно делегировать при желании сторонней компании, оказывающей соответствующие услуги или нанять бизнес-консультантов в сфере менеджмента.
В частности, речь идет об управленческом консалтинге.
Формально же процесс управленческого контроля и учета включает следующие этапы:
- подготовка/разработка необходимой управленческой программы;
- разработка бюджета;
- выведение результативных показателей, формирование отчетности;
- анализ всех полученных данных и изучение возможностей использования этих сведений в будущем.
Базовым звеном процессов управленческого контроля и учета выступает учет по точкам/центрам ответственности.
Для чего хозяйствующие субъекты вводят новые виды анализируемых затрат:
- достоверные;
- неподконтрольные;
- подконтрольные;
- изменяемые;
- обязательные/неизбежные.
Подконтрольные затраты — издержки, существенное воздействие на которые способен оказывать менеджер соответствующей точки ответственности. Способности же контролировать издержки зависят от условий каждого из центра ответственности.
А подконтрольность здесь предполагает возможность значительного влияния, но не обязательно абсолютного.