Когда кто-то планирует организовать бизнес или расширить свою деятельность – порой непонятно, с чего начинать. Теоретики скажут, что начинать стоит с бизнес планирования.
Но практики утверждают, что написание бизнес плана – только впустую потраченное время.
Выясним, кто прав. Бизнесмены говорят, что в 90% случаев работающий бизнес не соответствуют намеченным целям, планам.
А на создание самого бизнес-плана уходит много времени, энергии, а иногда и денег. Недремлющие же конкуренты за это время могут обскакать вас на пару кругов. Что не редкость в малом бизнесе.
Следующий вопрос на повестке дня: что прикажите делать вместо бизнес-планирования? Попробовать провести время с большей пользой для дела.
Для бизнеса нужны идеи. Но они не рождаются сами по себе. Они появляются в светлых головах людей. А значит – нужно набирать толковую команду.
Гениальные в плане бизнес-успеха компании доказывают это. Во главе информационно-технологического «Яблока» (Apple) на момент его зарождения были два человека. И оба Стивы: Возняк и Джобс.
Первый был прекрасный технарь. А у второго было инновационное чутье. Оно позволило предугадать потребности рынка. Вместе же они стали настоящей командой с взаимодополняющими компонентами.
Второй шаг в предпринимательстве, где написание бизнес плана отсутствует. Продукт следует подавать на рынок еще «сырым». Не стоит затягивать с доработкой и усовершенствованием.
Там где деньги – время это недопустимо. Ваши конкуренты могут обойти вас, предложив потребителю аналог. Тогда ваша продукция потеряет прелесть новизны.
Это снизит ее актуальность и востребованность. Все недоработки можно устранять в уже последующих версиях, вариантах продукта.
Бизнесу нужно реальное развитие, а не мифическое планирование. Часто красивые финансовые планы никак не увязываются с жестокой действительностью. Поэтому действовать нужно здесь и сейчас, обдумывая все на ходу.
Возникает еще один вопрос. В бизнесе вообще нет места анализу, прогнозированию? Это допустимо только, когда действительно необходимо.
Слишком долгие теоретические отступления негативно сказываются на практике. Лучше посвятить это время работе с сотрудниками, клиентами, продвижению бизнеса.
Получается, написание бизнес плана – скорее, дань теоретическим основам бизнеса. В практической же части предпринимательства это совершенно бесполезно.
Объясняется это очень просто. Запланировать можно золотые горы, а на деле не получить и медного холмика. Планы даже по времени разнятся с реальным воплощением перечисленных там пунктов.
В итоге инфляция, рыночная динамика, изменившиеся условия сводят все планирование на нет. Так зачем же мучиться и корпеть над тем, что потом может совершенно не понадобиться? Логичней сразу приступать к практической части дела. А уже по ходу событий корректировать, додумывать, исправлять.
Чем заменить написание бизнес плана, мы уже выяснили. Но не все так просто. Есть здесь одно «но». Иногда бизнес-план, причем детально проработанный, все-таки требуется. Для получения целевого займа, кредита, финансовой помощи государства, муниципалитета на предпринимательские нужды.
Многие кредитные учреждения, госорганизации требуют его в качестве условия выдачи заемных средств. Для получения инвестиций в бизнес на начальном этапе.
Инвесторам необходимо с чем-то ознакомиться, прежде чем вложить в ваше детище деньги. Для привлечения партнеров в начале становления бизнеса. Аналогично: им тоже что-то нужно предоставить для ознакомления. В остальных же случаях можно обойтись и без бизнес-плана