Продать свой бизнес так, чтобы не прогадать

Продаем свой бизнесПо определенным причинам владельцы принимают решение о продаже своих компаний. Но чтобы продать свой бизнес, необходимо предусмотреть множество важных нюансов.

Иначе покупатель может отказаться от сделки либо постарается существенно снизить предложенную цену.

В большинстве цивилизованных государств  давно уже практикуются сделки купли-продажи готового бизнеса. Но в России эта рыночная сфера до сих пор находится в стадии  формирования.

Поэтому собственники бизнеса часто вообще не владеют сведениями о том, где и что продается, сколько конкретно или хотя бы приблизительно стоит бизнес.

В связи с этим, единичные сделки по продаже действующих предприятий зачастую носят теневой характер, так как совершаются в узких кругах: между «своими». Без объективных данных о стоимости фирм, механизмах ценообразования и т. п.

Под действующим бизнесом понимают организационно и юридически оформленный способ ведения предпринимательства, допускающий отчуждение (не связанный с личностью владельца). Обладающий ликвидностью, стоимостью, включающий необходимый набор компонентов.

К последним относятся:

  • материальные активы (денежные средства, оборудование, недвижимость); нематериальные активы (торговые знаки, фирменное наименование, лицензии);
  • квалифицированный персонал;
  • услуги/продукты, востребованные рынком;
  • занятый рыночный сегмент;
  • сформированный круг лояльных клиентов;
  • устойчивый налаженный  комплекс отношений с другими субъектами бизнеса.

Чтобы продать свой бизнес, требуется повышенное внимание и соблюдение большого количества формальностей. Как на этапе подготовки, так и в процессе непосредственной реализации.

Наиболее распространенный способ продажи компании — отчуждение пакета акций (в АО) и долей (в ООО). Из практики мирового законодательства: для успешного управления фирмой и возврата вложений достаточно приобретения 51% акций (долей) любого предприятия (контрольного пакета).

Данное правило, как всегда, не действует в России. Здесь, чтобы покупка фирмы могла  считаться надежной, необходимо приобрести не менее 75% акций или долей.

В результате происходит замена участников юрлица, оформляемая посредством редактирования учредительных документов, которые подлежат последующей государственной регистрации. В таких случаях отчуждение бизнеса подразумевает и передачу всех ключевых договоров фирмы, заключенных контрактов на покупку недвижимости, оборудования и т. п.

А вот разрешительные документы, для которых важны личностные, профессиональные, гражданские качества самого руководителя, владельца бизнеса (например, лицензии) подлежат отзыву. В результате купленный бизнес потерять работоспособность.

Это тоже может отпугнуть потенциального покупателя.

Именно поэтому, если вы хотите продать свой бизнес, вам крайне важно продавца важно уделять внимание «околопродажным» деталям. Это прибавит вашей фирме инвестиционной привлекательности.

А значит, и увеличит ее стоимость.

Естественно, сделка купли-продажи фирмы должна быть прозрачной. Тогда покупатели смогут объективно оценить их риски, веозможность которых нельзя исключить при совершении сделок.

Если же риски слишком велики либо носят неустранимый характер, то инвесторы могут и совсем отказаться от сделки. Не всякий пойдет на такой риск.

В таких ситуациях потенциальные покупатели обычно добиваются существенного снижения запрашиваемой цены на предприятие.

Таким образом, чтобы выгодно продать свой бизнес, необходимо учитывать множество внутренних, внешних и сопутствующих факторов.

Комментировать