Практически каждое юрлицо, по мере своего становления, накопления опыта может формировать собственные нематериальные активы компании, а также выработать методы их учета.
Предприятия малого бизнеса долгое время вполне благополучно обходились без учета подобных показателей экономической деятельности.
Но меняются времена, появляются новые бизнес-тенденции, и сегодня для повышения конкурентоспособности фирме порой недостаточно иметь только материальные, финансовые активы.
В настоящее время нематериальные активы компании оказывают действительно существенное влияние на все коммерческие процессы, функционирование бизнеса в целом, а также приносят прибыль их владельцам (фирмам, компаниям).
Недавно зародившейся фирме малого, среднего бизнеса нет нужды учитывать отдельно нематериальные активы компании, потому что на таком этапе редко у каких фирм может быть сформирован существенный багаж нематериальных благ.
Но если же фирма сформировала собственный узнаваемый бренд, товарные знаки либо задействована в высокотехнологичных экономических сегментах (ИТ, фармакология, инженерные разработки, биология), в которых нематериальные активы компании определяют бизнес-структуру, являются основой развития, то их учет в таком случае необходим. Нематериальные активы признаются таковыми, если:
- стоимость актива точно, надежно оценивается;
- наличествует уверенность (предпосылки, перспективы), что в дальнейшем будет присутствовать возможность получать экономические выгоды от их использования.
К нематериальным активам компании в первую очередь можно отнести:
- фирменные наименования;
- торговые марки, бренд;
- собственное программное обеспечение;
- лицензии, франшизы;
- проекты, рецепты, формулы, макеты;
- ноу-хау, патенты, авторские права, иные правомочия на промышленную собственность, обслуживание, эксплуатацию, права интеллектуальной собственности;
- права на использование ресурсов.
Активы признают нематериальными, только если их можно отделить от субъекта предпринимательства: сдать в аренду, продать, обменять.
К тому же необходимо, чтобы сам объект (источник актива) возникал из законных прав его владельца и приносил в дальнейшем прибыль фирме. Если эти условия соблюдены, то активы можно признать нематериальными.
Если же нематериальные активы компании связаны тесно с материальными активами (основными средствами), требуется принять решение: какой элемент наиболее важен — нематериальный актив либо основное средство.
В числе нематериальных активов компании учитываются также такие элементы, как:
- деловая репутация фирмы;
- организационные расходы (связанные с образованием юрлица, признанные согласно учредительным документам частью вклада учредителей, участников в складочный, уставный капитал).
Все нематериальные активы компании должны учитываться в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В бухгалтерском учете сюда относят имущество без вещественной формы, но имеющее денежную оценку, четко определяемое, приносящее прибыль либо способствующее этому, использующееся, как правило, долгосрочно.
Любые нематериальные активы компании обладают рядом особенностей, включая: отсутствие вещественно-материальной формы, высокую степень риска относительно возможных доходов в будущем от их использования.
Поэтому учет связанных с данной разновидностью активов операций вызывает, зачастую, значительное число вопросов, которые надлежит грамотно разрешить бухгалтеру. Проверка бухгалтерского учета осуществляется посредством аудита.